На торжественную церемонию, посвященную 65-летию испытаний первой советской атомной бомбы РДС-1 в здании «Атомэнергомаша» на Большой Ордынке в Москве собрались не только представители «Росатома», но и ветераны отрасли, участники атомного проекта в советские годы, а также ученые-физики из институтов РАН. 

Лев Рябин:

Олег Бочкарев, член военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, зачитал аудитории поздравление от зампреда правительства Дмитрия Рогозина. «До сих пор наши заклятые друзья не могут понять, как наша страна в послевоенные годы могла противостоять такой технологически развитой стране, как Америка, — отмечалось в поздравлении. — Это стало возможным благодаря тому, что в атомном проекте удалось собрать уникальных ученых и конструкторов». «Тот первый взрыв на Центральном полигоне показал нашим недоброжелателям, что мы не позволим себе угрожать», — вторил ему выступавший вслед за Бочкаревым представитель Министерства обороны генерал-майор Юрий Сыч.

Олег Бочкарев:

С докладом о прошлом и будущем науки, легшей в основу атомного проекта, выступил президент РАН Владимир Фортов.  «Опора атомной отрасли на Академию наук всегда была сильной», — отметил он в своем выступлении.

«Все началось в 1911 году с безобидных экспериментов Резерфорда по рассеиванию ядерных частиц, — начал Владимир РАН свою презентацию. — Об использовании ядерных явлений много писал Вернадский, который видел за ними большое будущее. Это урок нашим руководителям, которые за фундаментальными исследованиями хотят видеть немедленное практическое приложение».

Фортов задал вопрос: как вышло, что в разрушенной послевоенной России оказалось возможным создать атомную бомбу? И объяснил: «И мы, и американцы опирались в своей работе на фундаментальную европейскую научную школу. Кроме того, важную роль сыграла разведка. Но американцы были первыми не потому, что ученые проглядели важность открытий в этой области, а только потому, что в 1940-1945 годах перед правительством СССР стояли другие задачи».

В своем докладе президент РАН также представил современные исследования по сферической кумуляции, магнитной кумуляции, исследования лазерных волн, термодинамики (в том числе термодинамики дейтериевой плазмы), физики высоких энергий, эксперименты по моделированию взрыва сверхновой в лаборатории. После упоминания о современных исследованиях в физике он сравнил советские времена с нынешними с точки зрения бюрократии научного проекта. Сравнение получилось неутешительным. «Техническое задание на разработку первой атомной бомбы занимало два листа. Сегодня контракт на 5,5 млн с Минобрнауки требует целой пачки бумаг, а отчет по этому контракту — пачки в 3-4 раза больше», — посетовал президент РАН. Он отметил, что бюрократия очень сильно тормозит развитие науки в области ядерной физики в наши дни, несмотря на продолжающуюся поддержку со стороны атомной отрасли.

Аркадий Бриш:

 

Фото и видео "Научная Россия".