Благодаря интерферометру Очень большого телескопа Европейской южной обсерватории (ESO VLTI) международная команда астрономов обнаружила облако космической пыли в центре галактики Мессье 77, которое скрывает сверхмассивную черную дыру. Это открытие подтверждает единую модель формирования активных ядерных галактик, сообщает пресс-служба ESO. Подробно открытие описано в журнале Nature

Активные ядра галактик представляют собой чрезвычайно сильные источники энергии. Вероятно, эти явления обусловлены сверхмассивными черными дырами в центре галактик. Черные дыры питаются большими объемами космической пыли и газа – и в процессе высвобождается огромное количество энергии, которая часто затмевает все звезды в галактике.

Наблюдая за центром галактики Мессье 77 (или NGC 1068), которая находится в 47 миллионах световых годах от нас, астрономы обнаружили толстое кольцо космической пыли и газа, скрывающее сверхмассивную черную дыру – как раз в том месте, которое предсказывает теория, озвученная еще 30 лет назад, – единая модель формирования активных ядерных галактик.

Используя спектроскоп MATISSE, установленный на телескопе VLT, астрономы смогли определить, как распределяется температура в облаках пыли, и тем самым вычислить местоположение черной звезды.

«MATISSE работает в широком диапазоне инфракрасных волн, что позволяет нам видеть сквозь пыль и точно измерять температуру. VLTI – очень большой интерферометр, и его разрешения достаточно, чтобы увидеть, что происходит даже в таких далеких галактиках, как Мессье 77. Полученные нами изображения дают детальную информацию об изменении температуры и поглощения в пылевых облаках вокруг чёрной дыры», – говорит один из авторов работы Вальтер Яффе (Walter Jaffe), профессор Лейденского университета (Нидерланды).

Существуют несколько типов активных ядер галактик. Например, одни испускают всплески радиоволн; от некоторых исходит свет в видимом диапазоне излучения, в то время как свет от других АЯГ, таких как у Мессье 77, более «приглушен». Согласно Единой модели, несмотря на их различия, все АЯГ имеют одинаковую базовую структуру: это сверхмассивная черная дыра, окруженная толстым кольцом пыли. Тип активного ядра галактики зависит от того, насколько кольцо закрывает черную дыру с точки зрения наблюдателя на Земле. В некоторых случаях облако пыли может полностью скрывать ее.

[Фото: ESO/JAFFE, GÁMEZ-ROSAS ET AL.]