Астрономы обнаружили доказательства того, что самые слабые галактики-спутники, вращающиеся вокруг Млечного Пути, относятся к первым галактикам, которые сформировались во Вселенной, - пишет sciencedaily.com. со ссылкой на Astrophysical Journal.

Ученые из Института вычислительной космологии в Университете Дарема и Гарвардско-Смитсоновского центра астрофизики описали это открытие как «чрезвычайно захватывающее». Выводы исследовательской группы показывают, что некоторые галактики, включая Segue-1, Bootes I, Tucana II и Ursa Major I, являются одними из первых, когда-либо созданных, и им более 13 миллиардов лет.

Когда Вселенной было около 380 000 лет, образовались самые первые атомы. Это были атомы водорода - простейшего элемента в периодической таблице. Эти атомы собрались в облака и начали постепенно остывать и оседать в небольшие скопления или «гало» темной материи, возникшей в результате Большого Взрыва.

Эта фаза охлаждения, известная как «космические темные века», длилась около 100 миллионов лет. В конце концов газ, который охладился внутри гало, стал нестабильным и начал образовывать звезды – самые первые галактики во Вселенной. С этим событием связано окончание темных веков.

Д-р Совнак Бозе из Гарвардско-Смитсоновского Центра астрофизики совместно с д-ром Элис Дисон и профессором Карлосом Френком из Университета Дарема идентифицировали две популяции спутниковых галактик, вращающихся вокруг Млечного Пути.

Первая – это «слабые» галактики, образовавшихся во время «космических темных веков». Вторая, немного более яркая, состоит из галактик, образовавшихся сотни миллионов лет спустя - когда водород, ионизированный интенсивным ультрафиолетовым излучением от первых звезд, смог остыть в более массивных гало темной материи.

Интенсивное ультрафиолетовое излучение, излучаемое первыми галактиками, разрушало оставшиеся атомы водорода, ионизируя их («выбивая» их электроны), что затрудняло охлаждение этого газа и образование новых звезд. Когда процесс образования первых галактик остановился, в течение следующего миллиарда лет не формировались никакие новые галактики.

В конце концов гало темной материи стали настолько массивными, что даже ионизированный газ смог остыть. Тогда процесс формирования возобновился, и начали образовываться такие яркие галактики, как Млечный Путь.

Примечательно, что команда обнаружила, что теоретическая модель формирования галактик, которую они разработали ранее, полностью согласуется с полученными данными, позволяя им рассчитать время образования спутниковых галактик.

Профессор Карлос Френк - директор Института вычислительной космологии Университета Дарема - сказал: «Поиск первых галактик, сформировавшихся во Вселенной и вращающихся «на заднем дворе» нашего Млечного Пути, - это астрономический эквивалент обнаружения останков первых людей на Земле. Это очень интересно… Наше открытие поддерживает текущую модель эволюции Вселенной - Модель Лямбда-CDM, согласно которой элементарные частицы, составляющие темную материю, являются двигателями космической эволюции».

Доктор Элис Дисон отметила: «Это прекрасный пример того, как наблюдения за карликовыми галактиками, существующими рядом с галактикой Млечный Путь, могут быть использованы для изучения ранней Вселенной».

[Фото: sciencedaily.com, news.rambler.ru]