Сергей Анатольевич Бойцов – генеральный директор ФГБУ "НМИЦ Кардиологии" Минздрава России, академик РАН рассказал о годах работы под руководством Евгения Ивановича Чазова, академика РАН, почетного директора "НМИЦ Кардиологии" Минздрава России.
«Я был подчиненным Евгения Ивановича, и для меня это была совершенно необыкновенная школа. Пускай и не очень продолжительная (я был его заместителем в течение шести лет). Когда я пришел на работу к Евгению Ивановичу, я уже понимал, насколько это великий человек, являющийся, по сути, национальным достоянием. Он принадлежал всему миру. И это не мои слова, а очень известного кардиолога, профессора Браунвальда, его близкого товарища и коллеги по научной работе.
Ведь Евгений Иванович – человек, который не просто создал эпоху. Эпоха – это что-то имеющее начало и конец. А он запустил процесс, который функционирует до сих пор.
Это кардиология как совокупность клиники, науки и трансляции результатов научных разработок в реальную практику, - рассказывает Сергей Анатольевич Бойцов, - Евгений Иванович – всемирно известный кардиолог, который создал новый уровень научных исследований. Он сделал кардиологию наукой, опирающейся исключительно на доказательность фактов. Следом за доказательной наукой появилась доказательная клиническая практика. В начале 80-х годов он создал Всесоюзный научный кардиологический центр, которым сейчас является «НМИЦ Кардиологии» Минздрава России.
Это было уникальным решением, объединяющим в себе три основных блока: фундаментально-экспериментальные исследования, институт клинической кардиологии и производство новых препаратов, создаваемых в процессе научной и клинической деятельности. Это и называется трансляционная медицина. Это тот феномен, который пришел к нам уже в XXI веке, но тогда о нем никто не знал, а сам процесс первым создал Е.И. Чазов.
Конечно, Евгений Иванович был прекрасным организатором. Будучи министром здравоохранения всего лишь три года, он использовал это время по максимуму и создал целую сеть институтов и научных системообразующих центров практически по всем направлениям. Сейчас они являются национальными медицинскими исследовательскими центрами, исполняя роль камертонов и для научной, и для клинической деятельности.
Нельзя не упомянуть и его совместный проект с В.И. Скворцовой по созданию сети сосудистых центров. Для него это было естественным продолжением всех наработок, которые он начал в конце 50-х начале 60-х годов, создавая не только тромболитические препараты, но и систему лечения инфаркта миокарда через блоки интенсивной терапии, сопряженные со скорой медицинской помощью. Тогда это было просто революцией, не только для нашей страны, но и для Европы.
В общении Евгений Иванович был удивительно доступным и очень простым человеком. Мы все понимали, насколько он заслуженный врач, но в то же время могли прийти к нему с любым вопросом. Это могли быть и бытовые, и личные проблемы. Он моментально включался в них, как будто это была важная научная задача. В этом плане Евгений Иванович был очень притягательным лидером.
Меня поражало всегда, что от момента принятия какого-либо решения (каким бы сложным оно не было) до его исполнения проходило буквально 30 секунд.
Не было таких дел, которые он не доводил бы до конца. Причем ему удавалось отследить весь процесс в деталях. Я просто поражаюсь, когда он все это успевал».
Фото на странице и на главной странице сайта: Петр Кассин / Коммерсантъ