День снежного барса или ирбиса на Алтае отмечается ежегодно – 26 мая. Цель экологической даты — обратить внимание общества на проблемы сокращения популяции редкого животного.

Сегодня хищник находится на грани исчезновения, его численность крайне мала. По оценкам экспертов Всемирного фонда дикой природы (WWF) (Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Всемирным фондом дикой природы (WWF) либо касается деятельности иностранного агента Всемирного фонда дикой природы (WWF)), в российской части Алтае-Саянского экорегиона насчитывается около 70-90 особей снежного барса, а на планете не более 4 000 особей этого хищника. И, как ожидается, численность вида сократится примерно на 10% к 2040 году.

Прежде всего, снежный барс находится под угрозой браконьерства и разрушения среды обитания в результате развития инфраструктуры. Еще в XX веке ирбис был внесён в Красную книгу МСОП, в Красную книгу России и в охранные документы других стран. А, начиная с 2016 года, охота на ирбисов вовсе запрещена.

Снежный барс относится к видам «индикаторам», поскольку  состояние популяций этих видов говорит в целом о «здоровье» экосистемы.

10 фактов об уникальном хищнике – снежном барсе

1. Снежный барс – загадка для ученых. Из-за труднодоступности местообитания и низкой плотности вида по сей день ирбис остается одним из самых малоизученных видов кошачьих. Малоисследованны многие аспекты его экологии и биологии.

2. Крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих – снежный барс в длину достигает вместе с хвостом, который превышает три четверти длины тела, 200—230 см, имеет массу от 22-40 кг (самки) и  от 45-55 кг (самцы).

3. Снежный барс относится к роду «Uncia», который занимает по набору морфологических и поведенческих признаков промежуточное положение между большими кошками (род Panthera) и группой мелких кошек. Ирбис – единственный представитель этого рода.

4. Снежный барс по сравнению с остальными большими кошками не может рычать, но умеет мурлыкать.

5. Снежные Барсы – одиночные животные, но делят общее пространство. Они активны в основном на рассвете до раннего утра и снова во второй половине дня и ранним вечером. Ирбисы в основном отдыхают вблизи скал и хребтов, которые обеспечивают наблюдательные точки и тень.

6. Ареал обитания ирбиса в Центральной и Южной Азии охватывает территории горных регионов площадью 1 230 000 км² и распространен на территориях нескольких стран, в числе которых: Китай, Индия, Казахстан, Киргизия, Монголия и другие.

7. На территории России расположена малая часть ареала хищника – около 2—3 % от мирового ареала. Общая площадь предполагаемых местообитаний ирбиса на территории России составляет не менее 60 000 км². Помимо Республики Алтай, он встречается в Красноярском крае, Хакасии, Туве,  Бурятии, в горах Восточного Саяна.

8. Ирбис — единственный вид крупных кошек, приспособившийся к суровым условиям (на высоте до 4,5 тыс. метров над уровнем моря) высокогорий. Снежные барсы предпочитают каменистую, пересеченную местность и могут без труда путешествовать по снегу глубиной до 85 см (33 дюйма), хотя они предпочитают использовать существующие тропы, сделанные другими животными.

9. Снежные барсы становятся половозрелыми в два-три года и обычно живут в дикой природе 15-18 лет. В неволе они могут прожить до 25 лет. Ирбис выделяется среди крупных кошек тем, что имеет четко выраженный пик рождаемости. Представители этого вида обычно спариваются в конце зимы. Самки вынашивают детенышей 90-100 дней, поэтому они рождаются  в период между апрелем и июнем. Детеныши покидают логово в 2-4 месяца, но остаются с матерью до тех пор, пока не станут самостоятельными примерно через 18-22 месяцев.

10. Снежные барсы не представляют угрозу для человека в том случае, если зверь не ранен.

Фото: muha / ru.123rf.com