0 комментариев 962

26 мая - День снежного барса на Алтае

На сегодняшний день хищник находится на грани исчезновения, его численность катастрофически  мала
Название изображения

День снежного барса или ирбиса на Алтае отмечается ежегодно – 26 мая. Цель экологической даты — обратить внимание общества на проблемы сокращения популяции редкого животного.

Сегодня хищник находится на грани исчезновения, его численность крайне мала. По оценкам экспертов Всемирного фонда дикой природы (WWF), в российской части Алтае-Саянского экорегиона насчитывается около 70-90 особей снежного барса, а на планете не более 4 000 особей этого хищника. И, как ожидается, численность вида сократится примерно на 10% к 2040 году.

Прежде всего, снежный барс находится под угрозой браконьерства и разрушения среды обитания в результате развития инфраструктуры. Еще в XX веке ирбис был внесён в Красную книгу МСОП, в Красную книгу России и в охранные документы других стран. А, начиная с 2016 года, охота на ирбисов вовсе запрещена.

Снежный барс относится к видам «индикаторам», поскольку  состояние популяций этих видов говорит в целом о «здоровье» экосистемы.

10 фактов об уникальном хищнике – снежном барсе

1. Снежный барс – загадка для ученых. Из-за труднодоступности местообитания и низкой плотности вида по сей день ирбис остается одним из самых малоизученных видов кошачьих. Малоисследованны многие аспекты его экологии и биологии.

2. Крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих – снежный барс в длину достигает вместе с хвостом, который превышает три четверти длины тела, 200—230 см, имеет массу от 22-40 кг (самки) и  от 45-55 кг (самцы).

3. Снежный барс относится к роду «Uncia», который занимает по набору морфологических и поведенческих признаков промежуточное положение между большими кошками (род Panthera) и группой мелких кошек. Ирбис – единственный представитель этого рода.

4. Снежный барс по сравнению с остальными большими кошками не может рычать, но умеет мурлыкать.

Название изображения

5. Снежные Барсы – одиночные животные, но делят общее пространство. Они активны в основном на рассвете до раннего утра и снова во второй половине дня и ранним вечером. Ирбисы в основном отдыхают вблизи скал и хребтов, которые обеспечивают наблюдательные точки и тень.

6. Ареал обитания ирбиса в Центральной и Южной Азии охватывает территории горных регионов площадью 1 230 000 км² и распространен на территориях нескольких стран, в числе которых: Китай, Индия, Казахстан, Киргизия, Монголия и другие.

7. На территории России расположена малая часть ареала хищника – около 2—3 % от мирового ареала. Общая площадь предполагаемых местообитаний ирбиса на территории России составляет не менее 60 000 км². Помимо Республики Алтай, он встречается в Красноярском крае, Хакасии, Туве,  Бурятии, в горах Восточного Саяна.

8. Ирбис — единственный вид крупных кошек, приспособившийся к суровым условиям (на высоте до 4,5 тыс. метров над уровнем моря) высокогорий. Снежные барсы предпочитают каменистую, пересеченную местность и могут без труда путешествовать по снегу глубиной до 85 см (33 дюйма), хотя они предпочитают использовать существующие тропы, сделанные другими животными.

9. Снежные барсы становятся половозрелыми в два-три года и обычно живут в дикой природе 15-18 лет. В неволе они могут прожить до 25 лет. Ирбис выделяется среди крупных кошек тем, что имеет четко выраженный пик рождаемости. Представители этого вида обычно спариваются в конце зимы. Самки вынашивают детенышей 90-100 дней, поэтому они рождаются  в период между апрелем и июнем. Детеныши покидают логово в 2-4 месяца, но остаются с матерью до тех пор, пока не станут самостоятельными примерно через 18-22 месяцев.

10. Снежные барсы не представляют угрозу для человека в том случае, если зверь не ранен.

день снежного барса на алтае ирбис снежный барс