0 комментариев 794

231 год назад открыт Энцелад — самое блестящее тело Солнечной системы

Это небесное тело уникально для нашей Солнечной системы и считается одним из главных претендетов на наличие жизни. Чем же так интересен ледяной Энцелад?

28 августа 1789 года астроном Уильям Гершель  с помощью самодельного телескопа с зеркалами диаметром в 1,2 метра открыл шестой по величине спутник Сатурна, получивший название Энцелад (один из титанов в древнегреческой мифологии). Это небесное тело уникально для нашей Солнечной системы и считается одним из главных претендентов на наличие жизни. Чем же так интересен ледяной Энцелад? Разбираемся подробнее.

Энцелад, в отличие от многих небольших спутников (диаметр Энцелада — около 500 км), геологически активен. Там были обнаружены гейзеры и выбросы паров воды, льдинок и даже микроскопических песчинок. Для возникновения подобных песчинок необходима высокая температура воды: примерно 90 °C. Ранее, до исследований Энцелада, было совершенно непонятно, откуда у внешнего, так называемого E-кольца Сатурна столь большое количество воды.

Предполагают, что под льдами Энцелада существует глобальный солёный газированный океан с горячими термальными источниками. Спутник имеет не строго круговую орбиту и, проходя вокруг Сатурна, испытывает то сжатие, то растяжение, что считают одним из возможных источников тепла на Энцеладе. Таким образом, спутник, с его богатым химическим разнообразием в глубинах океана, имеет крайне благоприятные условия для возникновения жизни; кстати, толщина льда в районе южного полюса Энцелада совсем не велика  около пяти километров.

У Энцелада есть, хоть и довольно разреженная, атмосфера. Ядро  силикатное. На поверхности спутника царит практически абсолютный холод  температура около −200 °C. Это ярчайшее тело в Солнечной системе: установлено, что Энцелад, с его относительно молодой и незапылённой ледяной поверхностью, отражает рекордное количество света и сверкает ослепительной белизной.

В 2018 году в журнале Nature была опубликована статья об обнаружении сложных органических соединений на Энцеладе. В этом же году ученые из Вены в своей лаборатории воссоздали условия, аналогичные условиям на этом спутнике Сатурна. Эксперимент показал (на примере архей Methanothermococcus okinawensis), что земные организмы вполне способны выжить на Энцеладе. Methanothermococcus okinawensis  микроорганизм, устойчивый к экстремальной температуре и к другим факторам среды, которые разрушают клетки. Однако есть ли подобные микроорганизмы в действительности на Энцеладе, пока неизвестно.

methanothermococcus okinawensis археи кольца сатурна космические гейзеры сатурн спутники сатурна уильям гершель энцелад