Неаполитанец Джордано Бруно обучался доминиканском монастыре и в 24 года (в 1572 году) стал католическим священником, но вскоре навлек на себя подозрения в ереси, после чего вынужден был бежать — сначала в Рим, а потом за пределы Италии.

Дальнейшая жизнь философа и поэта проходила в путешествиях по Франции, Англии, Чехии и Германии, Бруно читал лекции и писал научные и околонаучные труды на самые разные темы. Например, в Праге он издал трактат о различных видах магии (коих он выделил девять), а в Париже — курс лекций по «Физике» Аристотеля. Он пытался — еще до того, как Галилей обобщил концепцию гелиоцентризма Копеника! — убедить вельмож при дворе английской королевы Елизаветы, что в центре мироздания находится солнце, а не земля.

Под влиянием идей элеатов, эпикурейцев и неоплатоников, Бруно создал учение о бесконечности Вселенной и множественности миров, революционную для XVI века. Все сущее, учил Джордано, состоит из элементарных неуничтожимых элементов — монад, которые соединяются в разных комбинациях. Бог же представляет собой «монаду монад».

Подобные идеи предсказуемо не понравились католической церкви. В 1592 году на Бруно донес в Инквизицию молодой венецианский аристократ, учившийся у него искусству запоминания. После этого философ был арестован и выдан в Рим, где провел шесть лет в тюрьмах, но от своих взглядов не отказался. Наконец, 9 февраля 1600 года трибунал Инквизиции постановил сжечь «нераскаявшегося и упрямого еретика» на костре.

В 1889 году на римской площади Цветов, где произошла казнь, был торжественно открыт памятник Джордано Бруно. На его постаменте написано: «Джордано Бруно — от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжён костер».