0 комментариев 1121

10 октября 2020 — Всемирный день перелётных птиц

В чем секрет точной навигационной настройки птиц?

10 октября 2020 года во всем мире отмечается День мигрирующих птиц. Мигрирующими (или перелетными) называют птиц, которые совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Они могут летать как на близкие расстояния, так и на очень далекие. Полярные крачки (Sterna paradisaea), например, курсируя между Гренландией и Антарктикой, наматывают в общей сложности до 71 тысячи километров — такое расстояние считается рекордным.

Птицы отличаются поразительными навигационными способностями, которые помогают им совершать дальние перелеты. Пожалуй, ни один прибор, созданный людьми, по точности и безотказности не может сравниться со способностью птиц к навигации. Они умеют по-своему истолковать положение Солнца и звезд, не теряются в сплошной облачности, не сбиваются с пути под ураганом, ловко используют попутный ветер и с точностью до метра из года в год находят свое гнездо. В чем секрет такой фантастической ориентации в пространстве? Ученые считают, что птицам помогают "звездный компас", запаховая карта и умение буквально видеть магнитное поле Земли. Предполагают, что магнитный компас у птиц врождённый, а вот пользоваться звездным компасом, то есть ориентироваться по звездам, надо учиться. Запаховая карта тоже, вероятно, выстраивается в процессе жизни.

Столь точную навигационную настройку имеют далеко не все животные. Сравниться с птицами по точности могут, пожалуй, морские черепахи. Они довольно часто возвращаются именно на тот пляж, где вылупились из яиц. Крупные морские черепахи уплывают из дома, достигнув половой зрелости в возрасте 20-25 лет. Они вылупляются из яиц, уходят в океан и 20-25 лет плавают там, а потом безошибочно возвращаются на родной пляж.

Из-за человеческой деятельности и перемены климата некоторые птицы меняют пути своих миграций, и в последние годы орнитологи стали отмечать это гораздо чаще. Сказывается деятельность человека и на численности птиц. Так, за последние годы в нашей стране в несколько раз снизилась численность 11 видов гусей, куликов, уток. Это очень тревожные показатели, подчеркивают специалисты.

Значение птиц для нашей экосистемы трудно переоценить. Они истребляют насекомых-вредителей садов и огородов, уничтожают мелких грызунов — вредителей и разносчиков инфекций, являются важным звеном в пищевых цепочках многих хищников, дают птичий помет, который используется в качестве органических удобрений, помогают расселять растения и т.д. Всемирный мигрирующих птиц — отличный повод, чтобы напомнить о том, как важны эти животные для нашей планеты.

world migratory bird day всемирный день мигрирующих птиц всемирный день перелетных птиц день птиц миграция птиц навигация птиц перелетные птицы