Суммарная доза радиации, угрожающая космонавту во время экспедиции на Марс, составляет шестьдесят процентов от предельно допустимой дозы радиации для карьеры одного космонавта. Эта цифра была подсчитана учеными Института космических исследований Российской академии наук (РАН) на основе данных, зарегистрированных прибором ФРЕНД.

На заседании Совета Российской академии наук по космосу заведующий отделом ИКИ РАН Игорь Митрофанов рассказал о результатах работы прибора ФРЕНД в рамках программы ЭКЗОМАРС. Прибор был разработан в Институте космических исследований РАН и запущен еще в 2016 году. По словам Митрофанова, одна из важных задач, которую выполнял ФРЕНД, — это дозиметрия радиации, излучаемой галактическими космическими лучами. Работа прибора началась еще во время перелета к Красной планете.

"На этапе перелета он находился в условиях солнечного цикла, приближающегося к минимуму, поэтому поток галактических космических лучей возрастал. Ученые проводили измерения этого потока как вторичные сигналы и как результат дозиметра. Мы также контролировали этот поток в окрестностях орбиты Луны, и американская станция тоже давала нам данные по потоку галактических лучей", — отметил Митрофанов.

Блок дозиметрии регистрировал эти космические лучи, и по итогам работы ФРЕНД ученые сделали вывод, что одна экспедиция на Марс составляет более половины от предельно допустимой дозы радиации для одного космонавта. Это существенный факт, который надо учитывать при планировании будущих марсианских экспедиций, уверен ученый.

"На основе этих измерений были сделаны оценки той эквивалентной дозы, которую получил бы пилотируемый экипаж за перелет на Марс туда и обратно с пребыванием на Марсе около одного года. Оказалось что суммарная доза в этих условиях составила бы шестьдесят процентов от предельно допустимой дозы для карьеры космонавта", — отметил Митрофанов.

Таким образом, уже побывавший на Марсе экипаж не сможет еще раз вернуться на планету. По словам директора ИМБП РАН Олега Орлова, медикаментозно эту проблему решить невозможно.