Онур Гюнтюркун (Onur Güntürkün) из Рурского университета и его коллеги исследовали, почему люди и животные естественным образом предпочитают одну из сторон мозга, и о что нам это сообщает о внутренней работе мозга. Ученые пришли к выводу, что латерализация головного мозга служит нескольким целям, например, перцептивной специализации, — чем сложнее задача, тем полезнее иметь специализированную область для ее решения, — и моторной специализации. Свои выводы ученые изложили в обзоре, опубликованном в журнале Neuron.

Ко множеству известных людей-левшей можно добавить какаду, белок и некоторых кошек. Лево-правая асимметрия распространена во всем животном мире, в том числе у голубей и рыбок данио.

«Изучение асимметрии может дать самый базовый план устройства мозга, — сказал Гюнтюркун. — Это возможность изучить "проводку" в развивающемся мозге, которая в конечном счете определяет судьбу взрослого мозга». Поскольку асимметрия не ограничивается человеческим мозгом, появилось несколько модельных животных, которые могут помочь изучить как генетические, так и эпигенетические основы латерализации.

По мнению Гюнтюркуна, латерализация головного мозга служит нескольким целям. Во-первых, перцептивная специализация: чем сложнее задача, тем полезнее иметь специализированную область для ее решения. Например, у большинства людей правая сторона мозга фокусируется на распознавании лиц, в то время как левая сторона отвечает за идентификацию букв и слов.

Во-вторых, это моторная специализация. «То, что вы можете сделать делаете своими руками, — это чудо биологической эволюции, — сказал Гюнтюркун. — Мы управляем руками, и натренировав одно полушарие нашего мозга, мы можем стать более умелыми». Естественный отбор, вероятно, привел к тому, что доля населения (около 10%) предпочитает другую руку. И то и другое объединяет параллельной обработка, которая позволяет нам одновременно делать две вещи, которые используют разные части мозга.

Асимметрия мозга присутствует у многих позвоночных и беспозвоночных. «Фактически, это изобретение природы, которое развивалось, потому что многие животные имеют те же потребности в специализации, что и мы», — объяснил Гюнтюркун. Исследования показали, что птицы, подобно цыплятам, используют один глаз, чтобы отличать зерно от гальки на земле, в то же время используя другой глаз, чтобы следить за хищниками наверху.

Исследования голубей показали, что такая специализация часто является функцией влияния окружающей среды. Когда в яйце развивается птенец, его правый глаз поворачивается наружу, в сторону скорлупы, оставляя левый глаз направленным на тело. Когда правый глаз подвергается воздействию света, проходящего через скорлупу, начинается серия нейронных изменений, которые позволяют двум глазам в конечном счете иметь разные предназначения.

Güntürkün говорит, что это исследование может дать представление о влиянии асимметрии на состояние мозга у людей. «Почти нет расстройств человеческого мозга, которые не связаны с асимметрией мозга, — сказал он. — Если мы поймем онтогенез латерализации, мы сможем сделать большой скачок, чтобы увидеть, как связи в мозге на ранних этапах развития могли развиться неправильно в патологических случаях».

[Иллюстрация: Oliver Wrobel]