Доктор Ник Фрейзер (Nick Fraser), сотрудник Национальных музеев шотландии, вместе с американскими и китайскими коллегами, исследовали обнаруженные останки ранее неизвестного науке ихтиозавра, или, скорее, их старшего родственника. Рептилия жила на нашей планете в самом начале триасового периода, около 250 млн лет назад, и получила название Sclerocormus parviceps. Статья о новом виде опубликована в журнале Scientific Reports, кратко об исследовании рассказывает BBC News.

Как показал анализ останков, обнаруженных на территории Китая, Sclerocormus был около 1,6 метров в длину, имел очень короткую морду и длинный тонкий хвост. Довольно необычно и то, что у него отсутствовали зубы и, по-видимому, он втягивал в себя пищу, не измельчая.

В этот период на Земле только-только закончилось т.н. великое пермское вымирание — тогда исчезло более 95% всех видов живых существ на планете. Согласно традиционной точке зрения, разнообразие морские животных восстанавливалось в течение долгого времени — но, судя по новой находке, выжившие виды стали очень быстро эволюционировать. Большинство ихтиозавров, известных ученым ранее, по внешнему виду напоминали современных дельфинов, Sclerocormus parvicepsже выглядел совсем иначе.

Вероятнее всего, это промежуточный вид между примитивными морскими рептилиями и теми ихтиозаврами, что жили в океанах позже, которых мы знаем. «Мы все еще не знаем, как появились ихтиозавры, но это шаг в нужном направлении, — сказал доктор Фрейзер. — И все указывает на стремительное развитие сразу после вымирания».

Ему вторит доктор Оливье Риппель (Olivier Rieppel) из Музея естественной истории им. Филда в Чикаго (США), другой участник работы: «у нас пока немного останков морских рептилий того периода, так что этот экземпляр имеет особое значение — он свидетельствует, что многое из разнообразия того времени мы еще не нашли, — сказал он. — Похоже, эти ихтиозоформы, т.е. ихтиозавры и их близкие родственники, менялись очень быстро, "скачками"».