Исследователи изучают три озера на спутнике Сатурна Титане, которые появляются и исчезают, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Nature Astronomy.

Раньше ученые фиксировали существование озер на Титане, заполненных углеводородами (метан и этан), которые частично высыхают в летний период. Но новый анализ данных с уже не действующего космического корабля Кассини дает первое представление об озерах, полностью исчезающих с лица спутника. Обнаружение этих призрачных озер дает новое понимание единственного (кроме Земли) тела Солнечной системы, которое имеет гидрологический цикл.

Ученый планетолог Шеннон МакКензи и его коллеги обнаружили исчезающие озера, сравнив наблюдения Кассини двух разных сезонов года Титана, каждый  из которых который длится 29,5 земных лет. В разгар зимы на Титане в 2006 году радиолокационные наблюдения Кассини показали, что все три озера были заполнены жидкостью, а в 2013 году во время весны все три озера оказались высохшими.

«Тот факт, что они совсем не похожи на жидкости для [инфракрасных] инструментов, очень странен», - говорит Маккензи из Лаборатории прикладной физики Университета Джонса Хопкинса в Лореле (штат Мэриленд). Эти озера, возможно, были очень мелкими - всего лишь в сантиметр глубиной и испарились или просочились в грунт с наступлением весны.

Не все озера Титана настолько малы. Исследователь планет Марко Мастрогусеппе из Калифорнийского технологического института и его коллеги изучили данные радара Кассини за 2017 год и обнаружили, что некоторые из других озер луны могут иметь глубину более 100 метров.

«Мы не можем сказать по данным Кассини», исчезли ли призрачные озера навсегда или они появятся следующей зимой, говорит МакКензи. Чтобы полностью понять эффект фантомного озера ученым понадобится для наблюдений орбитальный аппарат Титана, подобный тому, что уже есть на Марсе.