Исследования, проведенные Школой медицины Университета Вашингтона в Сент-Луисе на мышах, показали, что генетический материал может быть доставлен в поврежденные клетки в почках, что является ключевым шагом к разработке методов генной терапии для лечения хронической болезни почек, - пишет medicalxpress.com.

Генотерапия набрала силу в прошлом году, после одобрения федеральным правительством первых таких методов лечения наследственных заболеваний сетчатки и трудноизлечимых лейкозов.

Потенциально смертельное заболевание затрагивает 30 миллионов американцев, большинство из которых не понимают, что у них хроническая болезнь почек. Никакого лечения не существует, и в настоящее время на терминальной стадии болезни применяется диализ и пересадка почки. Тем не менее, исследователи заявили, что генная терапия может обеспечить способ доставки генов, которые замедляют или устраняют повреждение клеток, которое привело к хроническому заболеванию почек.

«Хроническая болезнь почек является огромной и растущей проблемой, - сказал старший автор Бенджамин Д. Хамфрис, доктор медицинских наук, директор Отдела нефрологии Вашингтонского университета. - К сожалению, на протяжении многих лет не было разработано более эффективных лекарств для лечения этого состояния, что побуждает нас исследовать возможности генной терапии».

Диабет, гипертония и другие состояния вызывают хроническое заболевание почек, при котором поврежденные почки не могут эффективно выводить отходы и избыток жидкости из организма. Поскольку симптомы, такие как тошнота, рвота, нарушения сна и опухание конечностей являются общими и неспецифическими для заболевания, большинство людей не понимают, что вимеют хроническое заболевание почек до тех пор, пока не произойдет непоправимое повреждение органов. Прогрессирующее хроническое заболевание почек также приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям: у пациентов с почечной недостаточностью значительно выше риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний, чем у людей со здоровыми почками.

«Одна из причин, по которой было так мало успехов в лечении заболеваний почек, состоит в том, что почка – сложный орган, и мы не полностью понимаем процесс болезни, - сказал Хамфрис – специалист по лечению болезней почек. - Однако ученые добиваются прогресса, и я настроен оптимистично».

Хамфрис и его команда, в том числе исследователи из Гарвардского университета и Массачусетского технологического института, сосредоточили внимание на том, может ли аденоассоциированный вирус (AAВ) - родственник вируса, вызывающего простуду, доставить генетический материал в конкретные клетки почек. До сих пор такой вирус не был способен доставлять генетический материал в почку, и новое исследование дает доказательства возможности такого подхода.

Исследователи оценили шесть вирусов AAВ, как природных, так и синтетических, у мышей и в органоидах почек человека, созданных из стволовых клеток. Синтетический вирус Anc80, созданный одним из исследователей, оказался успешным в достижении двух типов клеток, которые участвуют в развитии хронического заболевания почек: эти клетки секретируют белки, которые наносят необратимый ущерб органу. Исследователи также показали, что генетический материал, переносимый Anc80, успешно достигает целевых клеток почек. Тот же вирус использовался исследователями в стратегиях генной терапии для лечения мышей с рубцеванием почек.

«Это был счастливый сюрприз, - сказал Хамфрис. - Мы не ожидали этого».

Тем не менее, Хамфрис предупредил, что в будущих исследованиях ученые столкнутся с рядом проблем, таких как необходимость идентификации гена, который может исправить поврежденные клетки почек. Другая проблема заключается в уточнении границ доставки генов, чтобы предотвратить доставку синтетического вируса в другие органы.

«Интересная информация об аденоассоциированных вирусах заключается в том, что они сохраняются в организме в течение многих месяцев, что дает возможность лечебному гену выполнять свою работу, - сказал Хамфрис. - Хроническое заболевание почек - это медленно прогрессирующее заболевание, что дает преимущество. После многих лет исследований мы можем предположить, что пациенты нуждаются в инъекциях два раза в год, а не каждую неделю, например, как в химиотерапии.

«Было так мало инноваций в лечении почек, - сказал он. - Мы считаем, что это позитивный шаг вперед».

[Фото: medicalxpress.com]