Тибетское плато Восточной Азии - примерно на 4600 метров над уровнем моря, - пишет sciencenews.org.

До сих пор считалось, что люди начали занимать этот высокогорный регион не ране, чем около 8000 лет назад. Некоторые исследователи утверждали, что первые постоянные поселенцы могли прибыть в период с 12 000 до 13 000 лет назад.

Археолог Сяолин Чжан из Китайской академии наук в Пекине и ее коллеги обнаружили более древнее место на Тибетском плато под названием Nwya Devu. Три слоя осадка содержали в общей сложности 3683 каменных артефакта, сделанных из местного высококачественного камня.

Оценивая время, прошедшее со времени оседания каждого слоя почвы, ученые выяснили, что люди занимали этот участок примерно с 40 000 до 30 000 лет назад, затем примерно с 25 000 до 18 000 лет назад и, наконец, с 13 000 до 4000 лет назад. Группа Чжан подозревает, что люди использовали место в качестве мастерской, где изготавливали разнообразные каменные инструменты, в том числе длинные прямоугольные лезвия, которые можно было использовать для резки или скребков.

Экологические условия на Тибетском плато в поздний каменный век допускали сезонные визиты людей, которые могли охотиться, например, на газелей и яков.

Люди, достигшие Nwya Devu более 30 000 лет назад, возможно, унаследовали генетический вариант для преодоления высотного кислородного голодания через скрещивание с родственниками в каменном веке – неандертальцами и людьми, которых называют Denisovans.