Исследователи составили первый каталог бактерий и грибков, обнаруженных на поверхностях внутри Международной космической станции (МКС), передает EurekAlert!. Каталог поможет выяснить, как эти организмы функционируют в космическом пространстве и как они могут повлиять на здоровье астронавтов. Он представлен в исследовании, опубликованном в журнале открытого доступа Microbiome.

Известно, что определенные микробы, которые обитают внутри помещений на Земле, влияют на здоровье человека. А организмы, которые накапливаются в уникальной, в закрытой среде? В среде, где у человека нет доступа к сложным медицинским вмешательствам, которые возможны на Земле. Чтобы ответить на этот вопрос, ученые и решили узнать маленьких врагов, обитающих на МКС, «в лицо».

Больше всего на МКС водятся представители таких родов бактерий, как стафилококк (26% от общего числа микробов), пантоя (23%) и бациллы (11%). Среди них золотистый стафилококк (10% от общего числа идентифицированных микробов), который может сохраняться на кожных покровах и слизистых оболочках верхних дыхательных путей, и энтеробактер, который связан с желудочно-кишечным трактом человека. На Земле эти микробы преобладают в спортивных залах, офисах и больницах, что говорит о том, что МКС аналогична другим искусственным средам, где микробиом формируется в результате человеческой деятельности.

С помощью традиционных методов культивирования и секвенирования генов исследователи проанализировали образцы, собранные в восьми местах на МКС: на  смотровом окне, в уборной, на платформе для упражнений, обеденном столе и в спальных помещениях. Сбор проходил во время трех полетов в течение 14 месяцев. Это позволило ученым изучить, различаются ли микробные и грибковые популяции в разных местах и ​​с течением времени.

Авторы обнаружили, что в то время как грибковые сообщества были стабильны все время, микробные сообщества были схожими в разных местах, но со временем менялись. В образцах, взятых во время второй миссии, микробное сообщество было разнообразнее, чем в образцах, собранных во время первой и третьей миссий. Авторы предполагают, что эти временные различия могут быть связаны с тем, что на борту МКС находились разные астронавты.

Некоторые из микроорганизмов, которые ученые идентифицировали на МКС, на Земле участвуют в коррозии. Однако их роль в коррозии на МКС еще предстоит определить. Также предстоит выяснить, могут ли обнаруженные условно-патогенные бактерии вызывать заболевания у космонавтов на МКС.

[Фото: Kateryna Kon / ru.123rf.com]