Материалы портала «Научная Россия»

Таинственные скрижали криптографии

Таинственные скрижали криптографии
Жанр «таинственных рукописей» — например, манускрипт Войнича или Codex Seraphinianus — обречен привлекать внимание пытливых. Наш обзор воздает должное таланту авторов, и неважно, что из этого подделка.

Известно немало таинственных — или «таинственных», кому как нравится — рукописей, написанных неведомыми авторами на неизвестном языке с использованием неизвестного алфавита. Этим манускриптам, предположительно, много сотен лет. Одни поддались упорным усилиям ученых, другие так и остаются загадкой. Загадкой остается и то, зачем их авторы создавали эти послания, прикладывая колоссальный интеллектуальный труд, какие откровения непременно хотели зашифровать и рассчитывали ли на разгадку. А есть и современные произведения, не менее таинственные, в том или ином роде.

 

Манускрипт Войнича — «Святой Грааль» криптографии

Подлинность этого таинственного кодекса предположительно XV века вот уже больше ста лет порождает бурные споры. Радиоуглеродный анализ, выполненный в Аризонском университете, показал, что материал рукописи можно датировать периодом между 1404 и 1438 годами, а анализ ее чернил, выполненный в McCrone Research Institute в Чикаго, подтвердил датировку.

Название изображения

Это 204 страницы пергамена, в скромной обложке, покрытые строчками странных бисерных знаков, напоминающих то ли латынь, то ли восточную письменность, и грубоватыми рисунками гусиным пером, раскрашенными тускловатыми красками. До наших дней эта книга не поддалась усилиям мощнейших профессионалов дешифровки — от профессоров университетов до сотрудников спецслужб.

Название изображения

Этот кодекс выглядит как научный труд, причем энциклопедического свойства. В нем — рисунки странных растений, которые не могут определить ботаники, алхимические приборы, карты созвездий, Солнца и Луны, человеческие тела… Они явно связаны какой-то общей системой, обещают некое интригующее откровение — если прочесть текст, прочесть который так никто и не смог.

Название изображения

Кто оставил человечеству эту загадку? Согласно версии сторонников подлинности рукописи — т.е. ее средневекового происхождения и добросовестного составления — это был ректор Пражского университета физик и медик Иоганн Марци (Johannes Marcus Marci). Попавшую в 1666 году ему в руки странную книгу он отослал в Рим своему другу и учителю, иезуиту Атанасиусу Кирхеру (Athanasius Kircher).

Иоганн Марци (слева), Атанасиус Кирхер (справа)

Иоганн Марци (слева), Атанасиус Кирхер (справа)

В сопроводительном письме говорится, что книга принадлежала императору Священной Римской империи Рудольфу II (1552—1612), заплатившему за нее сумму, на тот момент равноценную примерно двум килограммам золота. После смерти императора книга дважды сменила хозяина, пока не попала в руки Иоганна Марци, в свою очередь передавшего ее коллеге в надежде на раскрытие тайны. В письме Марци указал также, что император считал автором манускрипта одного из величайших мыслителей своего времени, францисканца Роджера Бэкона.

Название изображения

Первым владельцем книги считают некоего алхимика Якоба Хорчицки, служившего лекарем при дворе Рудольфа II. На первой странице манускрипта обнаружена его подпись. Как книга попала к сему ученому мужу, пока не выяснено. Еще одним установленным владельцем книги был Георг Бареш (Georg Baresch), чешский алхимик. Книга попала в руки Иоганна Марци уже только после смерти Бареша.

Роджер Бэкон

Роджер Бэкон

Отосланная Иоганном Марци в Рим, таинственная книга осела еще на 250 лет в библиотеке Римской коллегии (ныне Папский Григорианский университет), пока в 1912 году не попала в руки антиквару Вилфриду Войничу, приобретшему у иезуитов в Риме три десятка старинных рукописей — кстати, мужу известной писательницы Этель Лилиан Войнич, автора «Овода». Войнич оценил загадку манускрипта и приложил немало усилий к восстановлению его истории и расшифровке.

И вот с Войнича начинается доказуемая история существования манускрипта. Есть около десяток версий ее авторства и происхождения. Доказать, что книга написана рукой Роджера Бэкона однозначно невозможно. А самая смелая гипотеза гласит что автором книги был сам Войнич — якобы тот нашел письмо, обеспечивавшее рукописи происхождение, и затем связал свое произведение с Роджером Бэконом. Дело в том, что перед 700-летним юбилеем средневекового ученого (1912 год) пресса много писала о нем, и сам Войнич эту связь неоднократно подчеркивал — но это мог быть и просто прием человека, желавшего продать книгу подороже. Что, заметим, ему удалось, ибо за манускрипт были заплачены ошеломительные по тем временам $100000.

Сейчас манускрипт Войнича хранится в Библиотеке редких книг Байнеке (Beinecke Rare Book And Manuscript Library) Йельского университета.

Название изображения
Джон Тилтмен

Джон Тилтмен

История расшифровки манускрипта Войнича тоже весьма драматична. Попытка расшифровать тайнопись стала главным — и неудачным — делом жизни одного из самых сильных и знаменитых мировых специалистов по шифрам и криптографии, профессора Пенсильванского Университета Уильяма Ньюболда (William R. Newbold). Во время Первой Мировой войны он работал на правительство США и считался одним из ведущих мировых специалистов по криптоанализу.

Семь лет упорных попыток дешифровки привели лишь к появлению версии, вызывавшей сомнения у самого Ньюболда, а позже отвергнутой многими его коллегами. Тем не менее, на сегодняшний день работа Ньюболда, названная им Opus Magnum Роджера Бэкона, остается единственной досконально разработанной расшифровкой всего текста с осмысленным результатом и у нее есть свои приверженцы.

В числе тех, кто вслед за Ньюболдом пытался расшифровать манускрипт, были настоящие «звезды» криптоанализа, служившие в разведках нескольких стран. Среди них — Герберт Ярдли (Herbert O. Yardley), расшифровавший японский дипломатический код, криптоаналитик Уильям Фридмен (William F. Friedman), взломавший японский код PURPLE, и даже гениальный Джон Тилтмен (John H. Tiltman), считающийся лучшим британским криптоаналитиком всех времен. Во время Второй мировой войны он руководил британским дешифровальным разведцентром в Блетчли-парк и лично участвовал во взломе кодов немецких шифровальных машин Enigma и Lorenz. Все они независимо друг от друга утверждают, что язык манускрипта Войнича — синтетический. Но понять и выстроить логику построения слов и фраз так никто и не сумел.

Название изображения

Более современные версии, построенные уже с применением цифровых технологий, дают новую пищу для расшифровок, в частности версию о том, что текст написан двумя разными почерками на двух разных языках или диалектах, либо использование автором двух разных алгоритмов шифрования. Появились и новые данные в пользу версии, что манускрипт — это все-таки не абракадабра, а осмысленный текст.

Одновременно с этим существуют и версии подделки, каждая из них имеет своих горячих сторонников и убежденных противников. Выдающиеся ученые — лингвисты, математики, филологи, психологи ожесточенно спорят над таинственным документом, как студенты. В настоящее время над расшифровкой манускрипта работают десятки добровольцев по всему свету, объединенных в онлайн-сообщество на сайте www.voynich.net.

Как бы то ни было, автор документа, который полтысячелетия будоражит изощренные умы, был, несомненно, очень талантливым человеком.

Кодекс Рохонци: таинственная рукопись или мистификация трансильванского антиквара

Название изображения

Менее известный, чем манускрипт Войнича, но не менее таинственный документ — так называемый Кодекс Рохонци. Это книжка «карманного формата», 12 на 10 см. В нем 448 страниц, испещренных некими письменами-символами, написанными, возможно, справа налево. Количество уникальных знаков, используемых в Кодексе, примерно в десять раз больше, чем в любом известном алфавите. Кое-где на страницах имеются иллюстрации, содержащие не только религиозные, но и вполне бытовые сюжеты.

Изучение бумаги Кодекса Рохонци показало, что она, вероятнее всего, была изготовлена в Венеции в начале XVI века. Расшифровать Кодекс пока никому не удалось, есть только некоторые версии. И это — практически все, что об этом документе известно доподлинно. Проще говоря, почти ничего неизвестно.

Название изображения

Кодекс Рохонци хранился в коллекции аристократического рода Батциани из венгерского города Рохонци (теперь это г. Рехниц, Австрия). В 1838 году граф Густав Батциани преподнес манускрипт в дар Венгерской академии наук, и в ее коллекции он и хранится поныне.

Первые попытки изучить и расшифровать Кодекс относятся к началу XIX века. Его изучал венгерский ученый Ференц Толди в 1840 г, профессор Пражского университета Иозеф Иречек, вместе с сыном Константином, исследовал его в 1884-1885 годах. Над ним трудился Бернгхард Юнг, профессор Университета Инсбрука, и некоторые другие исследователи и даже художники.

Кодекс не сдался. И как следствие, родилась скандальная версия, что Кодекс Рохонци — подделка, дело рук талантливого венгерского историка-антиквара, мистификатора, трансильванца Литерати Самуила Немеша, жившего в начале XIX века.

Название изображения

Немеш был знаменитым в свое время любителем и коллекционером древностей, занимался историографией, лингвистикой, был крупным меценатом и антикваром. Помимо прочего, он торговал старинными дворянскими грамотами, дипломами, антикварным оружием. Немеш был не чужд разнообразных националистических настроений, популярных в эпоху романтизма первой трети XIX века, и употребил свой талант на то, чтобы обеспечить свою страну политически значимыми «первоисточниками».

После его смерти в середине XIX века последовала серия скандальных разоблачений и выявления немалого количества поддельных артефактов. Среди них — пергамен с молитвами времен венгерского короля Андраша I (1046-1060), деревянная книга Туроц, которую получила от Немеша Венгерская Академия Наук. Это «открытие» повлекло за собой тщательное исследование всего «наследия» Самуила Немеша и обнаружение поддельных книг, древних карт, фрагментов текста и других предметов не где-нибудь, а в библиотеке Академии наук, уважаемых антикварных собраниях, музеях и других местах. Под подозрение попал и Кодекс Рохонци. Но доказательств, что это именно подделка, оказалось все же недостаточно.

Название изображения

Язык, на котором написана рукопись, неизвестен. Некоторые исследователи, уверенные в подлинности Кодекса, считают, что это может быть древневенгерское рунное письмо. По другим данным, в Добрудже (область в Румынии) аналогичные буквы или символы выгравированы в старых пещерах. Версий остается немало: язык даков, раннерумынский, язык половцев, даже хинди.

Систематическое исследование символов было впервые предпринято Отто Гиурком в 1970 г. Он искал повторяющиеся последовательности, чтобы найти направление письма (именно ему принадлежит версия, что страницы написаны справа налево, сверху вниз). Венгерский лингвист Миклош Локсманди сделал несколько компьютерных исследований текста в середине 1990-х годов. Он подтвердил выводы Гиурка, добавив при этом и несколько своих: символы "i" и "ii" — это разделители предложений , а падежных окончаний, которые обычно характерны для венгерского языка, в текстенет.

Румынский филолог Виорика Еначик предложил свою версию перевода — это якобы история валашских людей в их противостоянии половцам и печенегам. Еще один исследователь Кодекса Рохонци — индиец Махеш Кумар Сингх — утверждает, что Кодекс написан на региональном варианте письма брахми, который он может читать. Кодекс, каким его читает Сингх — это начало апокрифического Евангелия, ранее неизвестного, с вступлением из молитв, переходящим в повествование о младенчестве Иисуса.

Как бы то ни было, загадка Кодекса, пришедшая то ли из глубин Средневековья, то ли из мастерской трансильванского умельца, остается до сих пор неразгаданной.

«Волшебные скрижали» из Касселя

Название изображения

Маленький немецкий городок Кассель, что в земле Гессен (ФРГ), знаменит тем, что именно там в начале XIX века жили и собирали фольклорный материал для своих сказок знаменитые братья Гримм. Известен он и старинным Университетом с уникальной библиотекой, основанной в XVI веке и содержащей множество древних рукописей. В ней хранятся манускрипты алхимиков, никому не ведомых поэтов и даже документы, прочесть которые пока никто не сумел. В 2012 году ее отдел рукописей приобрёл у частного коллекционера фолиант, который специалисты датировали началом XVIII века. В нем содержатся 86 листов рукописного текста, наполненного таинственными знаками — алхимическими и магическими символами.

Название изображения

Сам текст представляет собой набор таинственных письмен, прочитать которые было невозможно без дешифровки. Рукопись получила название «Волшебные скрижали». За разгадку криптограммы взялись исследователь-историк Бригитта Пфайль (Brigitte Pfeil) и филолог Сабина Людеманн (Sabina Lüdemann). Им посчастливилось после года работы найти ключ к манускрипту, после чего таинственный текст был прочитан буквально за несколько недель.

— Мы с самого начала предположили, что рукопись написана, скорее всего, на немецком языке, а в ходе зашифровки текста немецкие буквы заменялись другими символами, — рассказала Сабина Людеманн. — При их исследовании мы выделили слова с повторяющимися символами, предположив, что в них повторяются буквы немецкого алфавита, а короткие слова, состоящие из одного, двух, трёх символов, являются артиклями. В итоге получилась таблица, где каждый символ соответствовал определённой немецкой букве.

Название изображения

— После того, как мы расшифровали и прочитали весь текст, то увидели, что перед нами руководство по магической практике, — объяснила Бригитта Пфайль. — В нём рассказывается о различных духах и способах их привлечения на свою сторону, чтобы с их помощью получить золото, серебро и другие материальные блага, а также помещены описания ритуалов, заговоры и заклинания для наложения любовных чар. Так же в манускрипте есть и заговоры от болезней; перечисляются духи, которые смогут излечить человека, если их привлечь на свою сторону, и множество других полезных сведений. В манускрипте много и христианской лексики. Говорится в нём об ангелах и архангелах, а имя Иисуса Христа упоминается не только на немецком языке, но и на греческом, латыни и древнееврейском.

Автор «Волшебных скрижалей» остался неизвестен, хотя историки предполагают, что это был ученый человек, возможно, представитель какого-то тайного общества. Удача в расшифровке манускрипта-криптограммы почти трехстолетней давности скорее исключение, чем правило. Авторы открытия вполне могут начать искать сокровища, сверяясь с этим руководством, однако, по их заявлению, ни искать клады, ни вызывать духов они пока не планируют.

Дневники и трон Джеймса Хэмптона

Название изображения

Таинственные криптограммы оставляли потомкам не только в Средние века. В Смитсоновском Национальном музее американского искусства в Вашингтоне посетителей неизменно привлекает удивительнейший арт-объект — причудливый сверкающий золотой трон в окружении не менее причудливых композиций непонятного назначения. При ближайшем рассмотрении становится очевидно, что все это золотое великолепие – композиция из кусочков конфетной фольги, консервных банок, картона, обрезков металла, фрагментов старой мебели и домашней утвари и тому подобного мусора. Композиция представляет собой несомненное произведение искусства, жанр которого никто не берется определить. Он описан в самой разной литературе, и многие авторы часто определяют этот жанр как мистический. Но не менее интересен таинственный текст, известный как «Дневники Хэмптона», о котором ниже.

Название изображения

Всего в композиции трона 180 разных невероятных элементов, среди которых есть даже «корона» из склепанных полосок меди и табличкой с надписью: «THE NATIONS MILLENIUM GENERAL ASSAMBLY». Исследователи трона обнаружили на разных его частях загадочные фразы типа «Страха нет» (NO FEAR); (DIRECTOR, SPECIAL PROJECTS FOR THE STATE of ETERNITY), «Откровение» (REVELATION); «Там, где нет вѝдения, люди погибают» (WHERE THERE IS NO VISION, THE PEOPLE PERISH)…

Название изображения

Автор загадочной композиции — художник Джеймс Хэмптон. Вернее о том, что он художник, никто долгое время и не догадывался. Скромный афроамериканец, сын фермера, ветеран военной службы, работал уборщиком при государственном Управлении общих служб США до самой своей смерти в 1964 году. Сотрудники вспоминают Джеймса, как тихого очкарика, постоянно где-то пропадающего по ночам. В 1950 году Хэмптон снял гараж в пригороде Вашингтона, сказав его хозяину «Мне нужно закончить один проект».

Однажды, спустя 14 лет, от очень аккуратного съемщика не поступила арендная плата, и хозяин явился в гараж с вопросами. И обнаружил этот самый «Трон Третьего Неба Наций Тысячелетия Генеральной Ассамблеи» — так Джеймс Хэмптон назвал свое произведение. Объяснений от автора уже никто не смог получить — Хэмптон умер от рака в 1964 году в Больнице Ветерана в Вашингтоне. Но таинственные надписи — не единственная загадка, оставленная автором трона.

Название изображения

Упомянутые выше «Дневники Хэмптона» были также найдены в гараже. Это 104 страницы знаков, похожих на буквы. Лингвистический анализ показал, что дневники вовсе не являются абракадаброй, порожденной больным разумом: этот набор символов не бессмыслен. Сегодня немало специалистов пытаются расшифровать «Дневники», чтобы понять тайну его удивительного мистического мира. Они ищут ключи к этим шифрам в композиции Трона. Родственники вспоминали, что Джеймса с 22 лет посещали видения, а сам Хэмптон именовал свои записи «Книгой Семи Диспенсаций Святого Иоанна». То, что хотел таким удивительным способом поведать человечеству Джеймс Хэмптон, пока остается тайной.

Codex Seraphinianus — книга не для чтения

Название изображения

Эта книга — современное издание, выпущенное в 1981 году миланским издательством Франко Марии Рицци. Оно выходило несколько раз маленькими тиражами и всегда было образцом дорогой и качественной современной полиграфии. 400-страничная книга доступна не каждому — цены начинаются от 250 евро, в зависимости от аппетитов продавца. По свидетельствам прессы, эту странную рукопись принесли в издательство Рицци в 1978 году, и редакторский коллектив с изумлением погрузился в изучение нечитаемого текста и удивительных иллюстраций. Приложенное к пакету письмо сообщало, что автор создал нечто вроде энциклопедии иного мира. При первом беглом пролистывании странные и забавные картинки напоминают то ли окончательно расшалившегося Сальвадора Дали, то ли современную версию Босха.

Название изображения

Те, кто знаком с миром непонятных рукописей, сразу ассоциируют Codex Seraphinianus с тем самым таинственным манускриптом Войнича. С той разницей, что у современного манускрипта имеется вполне определенный автор — итальянский художник, скульптор, архитектор Луиджи Серафини (Luigi Serafini), преподаватель графического дизайна в школе Футурариум (Futurarium).

Название изображения
Название изображения

Полное название книги — Кодекс Серафинианус (Codex Seraphinianus). Второе слово — аббревиатура, расшифровывается по-английски как «Strange and Extraordinary Representations of Animals and Plants and Hellish Incarnations of Normal Items from the Annals of Naturalist/Unnaturalist Luigi Serafini» («Странные и необычные представления животных, растений и адских воплощений из глубин сознания натуралиста/антинатуралиста Луиджи Серафини»).

Название изображения

Книга с первого взгляда напоминает классические средневековые научные трактаты: на каждой странице изображён определенный объект, действие или явление; аннотации написаны на выдуманном языке. Эта книга действительно являет собой подробную энциклопедию некого странного мира, где есть флора и фауна, население и обычаи, архитектура и домашняя утварь. Иллюстрации — это отображения фантастических существ и предметов в качестве совершенно реальных и правдивых, и даже научно обоснованных.

Название изображения

Они подробны как научная графика и остроумны как произведения современного искусства. Они завораживают и провоцируют. Есть и язык, который непонятен и написан от руки. Письмо в чем-то похоже на латинское — слова пишутся в строчку, слева направо, с выделением заглавных букв в начале того, что может быть предложением. Графика букв напоминает грузинский или еврейский алфавит. Для желающих покопаться в чертогах разума, автор приготовил даже свой собственный аналог «Розеттского камня». Правда, чтобы воспользоваться этим «ключом» нужно знать еще один неведомый придуманный автором язык.

Название изображения

Провокация удалась — нашлись азартные люди, взявшиеся за разгадку этого ребуса, но они вовремя остановились. Codex Seraphinianus — это явно книга не для чтения, а для любования причудливостью творений человеческого разума, на грани между необыкновенным талантом и абсолютным безумием. Как написал итальянский журналист Итало Кальвино, «"Кодекс" — один из самых любопытных примеров иллюстрированной книги. Читайте ее, используя не привычный язык и традиционное восприятие. Нет иного значения этой книги, нежели то, которым наделяет ее изобретательный читатель».

Название изображения

Так или иначе, Codex Seraphinianus останется одной из интереснейших книг в истории человечества и, возможно, самым странным литературным артефактом ХХ века. Возможно, лет через 300 им займутся филологи и лингвисты, которые будут гадать о том, что же хотел поведать миру автор и в какой части книги заключено послание.

codex seraphinianus бригитта пфайль вилфрид войнич кодекс рохонци криптография манускрипт войнича роджер бэкон сабина людеманн трон джеймса хэмптона

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий