7 декабря в здании Фундаментальной библиотеки МГУ состоялось расширенное заседание Правления Российского Союза ректоров. Члены президиума Союза собрались для обсуждения итогов первого пилотного Московского международного рейтинга «Три миссии университета», а также хода реализации Стратегии научно-технологического развития страны и формирования государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
На заседании председательствовали ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, президент РСР академик Виктор Садовничий и министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Первой темой обсуждения стал Московский международный рейтинг «Три миссии университета». Именно ему посвятил свое выступление Садовничий - автор идеи создания рейтинга, с чьей легкой руки в мае 2016 года началась его активная разработка.
Союз ректоров принимал в этом процессе активное участие. Виктор Садовничий вспомнил, как на заседаниях РСР долго и скрупулезно обсуждались название, критерии и задачи рейтинга. Однако Московский международный рейтинг создавался отнюдь не для того чтобы за его счет поднять российские университеты в глазах мирового сообщества – на это Садовничий обратил особое внимание. И чтобы рейтинг не только не воспринимался пророссийским, но и был действительно объективным и точным, к его разработке были подключены эксперты со всего мира.
Московский международный рейтинг, старт которому был публично дан 2 ноября 2016 года, в считанные дни привлек внимание организаторов ведущих мировых рейтингов. Буквально через неделю после публичного старта рейтинга Виктор Садовничий провел встречи с организаторами Thomson Reuters, Times Higher Education. Ректор МГУ отметил, что их представителей он не приглашал – они приехали сами, заинтересовавшись «Тремя миссиями университета».
К разработке рейтинга также подключились 30 экспертов из разных стран. На Форумах ректоров стран мира проект рейтинга получал широкое одобрение ректоров университетов Китая, Ирана, Японии, стран БРИКС и других государств. Итогом такого широкого обсуждения и участия зарубежных экспертов в разработке рейтинга стало дружеское отношение других стран к российскому проекту. Садовничий отметил, что мировое сообщество подтвердило то, что мы делаем правильный рейтинг.
Отличительной чертой рейтинга стал критерий вклада в развитие общества. В ходе его разработки использовались только объективные данные, основанные только на измеряемых показателях – состязательности студентов, важности для нации, доступности образования как социального лифта и ресурсной базы университета.
Виктор Садовничий с радостью сообщил, что уже 11 декабря будет проведена пресс-конференция, на которой будут оглашены первые результаты Московского международного рейтинга «Три миссии университета». Корреляция рейтинга с другими глобальными рейтингами не превышает 65%, что позволяет отнести его к третьему кластеру рейтингов – он не повторяет международных.
В первом пилоте представлены топ-200 университетов из 338, вошедших в шорт-лист. Это университеты из 39 стран мира, 13 из 200 – российские университеты. Как отметил Садовничий, часть российских вузов (и это не один) вошли в топ-100 первого пилота «Трех миссий университета». Как отметила Ольга Васильева, создание этого рейтинга – исторический момент, способный значительно повысить качество российского образования. Главное сейчас – не остановиться на пилоте, а продолжать работу и делать рейтинг каждый год.
Вторым вопросом, обсужденным на заседании Правления РСР, стал ход реализации Стратегии научно-технологического развития РФ и формирование государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Об этом в своем выступлении рассказал заместитель министра образования и науки Григорий Трубников.
Было утверждено пять базовых разделов в этом документе – организация мероприятий, формирование системы «наука-общество», наука и экономика, поддержка и развитие системы воспроизводства кадров и формирование модели международного научно-технологического сотрудничества. Последний раздел, по мнению Трубникова, наиболее важен для нашей страны сегодня, учитывая серьезные изменения в глобальной политике. Один из ближайших президентских советов по науке и образованию как раз будет посвящен концепции МНТС и пройдет в начале нового года.
В ближайшее время также потребуется утвердить состав советов по приоритетным направлениям – всего их семь, и по каждому должен быть создан совет, которые должны будут соблюсти паритет трех сторон: науки (Академия наук, вузы), заказчиков (Минобороны, Минпромторг, бизнес) и регуляторы (те государственные компании, которые наиболее заинтересованы в научно-технологическом развитии страны).
Сборка новой государственной программы научно-технологического развития страны уже подходит к финальному этапу. Проект сборки был выложен в интернет в августе этого года, а до конца этого года планируется широко обсудить ее на отдельном мероприятии. Одними из важнейших задач стратегии стали развитие национального интеллектуального капитала и самой системы подготовки и воспроизводства кадров, научные исследования по инициативе исследовательского инженерно-предпринимательского сообщества и директивные исследования от государственных заказчиков и бизнеса, а также инфраструктура научно-технической инновационной деятельности.
Основные направления программы – развитие интеллектуального потенциала нации, обеспечение структурных изменений экономики страны за счет технологического обновления и переход на интеллектуальные ресурсы развития, эффективная организация научно-технической и инновационной деятельности. На реализацию этих направлений планируется – так как это еще проект, и он не утвержден – запросить четыре триллиона рублей. Таким образом, к 2025 году можно было бы выйти на 2% ВВП расходов на науку (сейчас это 1,13-1,14% ВВП).
Члены Союза ректоров активно обсуждали оба вопроса, и по результатам заседания одобрили результаты разработки и реализации Московского международного рейтинга «Три миссии университета», а также предлагаемую концепцию государственной программы научно-технологического развития страны. Члены РСР также признали необходимым расширение участия университетов, входящих в РСР, в реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами в сфере научно-технологического развития.