Раскрыт механизм работы необычного антидепрессанта

Известное обезболивающее кетамин тормозит активность нервных клеток поводка (хабенулы) — части мозга, играющей важную роль в развитии депрессии.

Китайские нейробиологи установили, за счет чего анестетик кетамин помогает людям, больным депрессией. Он «заглушает» излишне активные нейроны поводка (часть промежуточного мозга). Это объясняет, почему кетамин улучшает состояние при депрессии в разы быстрее, чем традиционные лекарства от нее. О механизме действия кетамина при депрессии опубликованы две научные статьи в журнале Nature.

При депрессии нарушается способность испытывать положительные эмоции. За их проявление отчасти отвечает «центр вознаграждения», или «центр удовольствия», расположенный в среднем мозге. Из предыдущих исследований было известно, что у него есть «антоним» — латеральная, то есть боковая часть хабенулы (поводка). Это структура, расположенная в промежуточном мозге. Поводок управляет активностью «центра вознаграждения». Если, допустим, животное научить что-то делать за вознаграждение, а затем в какой-то момент полностью прекратить это вознаграждение давать, то активность латеральной части поводка повысится, а «центра вознаграждения» — понизится. Животному станет ясно: ожидать хорошего тут не стоит.

Поскольку работа поводка снижает способность испытывать удовольствие, логично было бы искать корни депрессии там. Это и сделали авторы описываемых работ. Вводя крысам и мышам кетамин и наблюдая за изменением электрической активности в поводке и в «центре вознаграждения», исследователи заметили, что от потенциального антидепрессанта существенно снижается активность группы нейронов в латеральной части поводка. При этом симптомы депрессии у животных становятся менее ярко выраженными (в исследовании использовали грызунов, изначально обладающих склонностью к депрессии на уровне клеток и поведения).

Также ученые установили, за счет чего снижается активность ряда клеток поводка при введении кетамина. Этот препарат блокирует ряд белков-каналов, через которые в нервные клетки попадают положительно заряженные частицы. В результате заряд на мембране клетки становится более отрицательным, и такому нейрону становится сложнее посылать сигналы. Блокировка каналов происходит быстро, и в этом залог высокой скорости антидепрессивного действия кетамина.

Официально разрешенные антидепрессанты (кетамин в их число не входит) имеют другой механизм действия: они подавляют захват нейромедиатора серотонина клетками. Серотонин поддерживает нормальный уровень настроения, а его нехватку часто связывают с депрессивными состояниями. Однако блокировка его захвата облегчает депрессивные симптомы только через пару недель после ежедневного приема соответствующих лекарств, в то время как кетамин начинает действовать уже через несколько часов после введения.

[Иллюстрация: Kevin Link/Science Source]