Первое в 2016 году заседание Президиума РАН состояло из двух частей: научного сообщения академика Долженко «Экологизация средств защиты растений», в котором он рассказал о разработках новых средств защиты сельскохозяйственных культур и призвал к созданию междисциплинарного проекта развития экологически чистого с/х. Тема экологии звучала и в докладе академика Асеева. Глава СО РАН рассказал о достижениях вверенного ему Отделения, о выполнении госзадания на 2015 год и вновь поделился соображениями насчет идущей реформы РАН.

I. Сельское хозяйство, вредители и экология

В природе существуют десятки тысяч видов вредителей сельскохозяйственных растений. Среди них — патогенные микроорганизмы, насекомые, грибки и растения-вредители. Одним из общепринятых способов защиты от них являются различные химические средства, пестициды. На сегодня разрешены к использованию более 1400 видов различных препаратов. Только в сельском хозяйстве ежегодно пестициды применяются на площади около 80 млн. га против вредителей, болезней, сорных растений и мышевидных грызунов.

Во всем мире разрабатывают новые средства защиты растений. Одни только США тратит на борьбу с вредителями сельскохозяйственных культур  более $20 млрд ежегодно. В России такие средства защиты создают в рамках программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы, в частности, во ВНИИ защиты растений, ВНИИ биологической защиты растений, ВНИИ фитопатологии, Дальневосточным НИИ защиты растений.

Несмотря на все усилия, применение пестицидов, как хорошо известно — экологически вредный способ защиты урожая. За последние десятилетия, впрочем, наука добилась многого, а вот, скажем, лет сорок назад, привел пример докладчик, для одного из разрешенных к использованию препаратов действовала норма применения 2 кг на гектар, при том, что смертельная доза для человека — всего 7 мг., иначе говоря, 300 000 смертельных доз этого яда на всего один га.

С тех пор изменились и нормы применения препаратов, и сами препараты. Новые действующие вещества, новые нормы, новые способы обработки растений делают применение этих препаратов более безопасными, как для человека, так и для окружающей среды. От обработки растений в поле сегодня переходят к более экологичному способу обработки семян. Применение комбинированных препаратов — например, инсектицидов и фунгицидов, позволяет избавляться сразу от нескольких видов вредителей.

Одно из основных перспективных направлений — разработка биологических препаратов «направленного действия», на основе вирусов, бактерий и грибов, ориентированных на конкретные виды вредителей. За последние годы создано и внедрено в практику более 30 подобных биологических препаратов. Кроме этого, используя естественные биологические связи и естественных природных врагов тех или иных вредителей-насекомых, можно получать эффективные методы борьбы с такими опасными вредителями как, например, всем известный жук-типограф или колорадский жук. В защите растений сейчас используют более 40 видов членистоногих — естественных врагов сельхозвредителей.

Создавать более устойчивые к вредителям сорта сельскохозяйственных культур помогают и генетические исследования — генетически модифицированные растения защищают себя сами. Такие разработки есть и в России, но они пока не используются в практике.

Проблема защиты сельскохозяйственных культур — междисциплинарная, автор доклада подчеркнул, что в связи с этим было бы крайне важно разработать междисциплинарный мегапроект «Экологически чистые продукты питания и качество жизни населения России», в котором могли бы участвовать многие институты. Если в стране будет принят закон о производстве экологически чистой продукции — это снимет многие проблемы и существенно  поможет проведению новых исследований и их внедрению. Во многих странах такой закон есть.

II. СО РАН, госзадание и реформа

Отчетный доклад о выполнении госзадания Сибирским отделением РАН представил руководитель СО РАН академик Александр Асеев. Соавтором доклада выступил начальник управления научных организаций СО РАН А.В. Аникеев.

Отчет о выполнении госзадания СО РАН — это огромный документ из 17 разделов, посвященных многообразным аспектам работы Отделения. В докладе академик Асеев выделил его главные темы. «Одними из главнейших задач СО РАН на сегодня являются исследования озера Байкал — сказал академик Асеев. — То, что там сейчас происходит — это не просто изменения экосистемы озера, а то, что принято называть самой настоящей экологической катастрофой». Второй важный раздел отчета связан с выполнением поручения президента страны по проведению комплексной экспедиции РАН в республику Саха-Якутия. Была проведена большая работа, создана научная концепция этой экспедиции, поведено выездное заседание Президиума РАН в Якутске в июне 2015 г.

Основная часть доклада была посвящена научным разработкам институтов СО РАН. Среди них — запуск третьей очереди лазера на свободных электронах в Институте ядерной физики имени Будкера, новые типы мощных источников сверхширокополосного излучения, разработанные Институтом сильноточной электроники СО РАН, перспективные разработки нового отечественного реактивного двигателя и исследования для нужд космической отрасли, ведущиеся в Институте теоретической и прикладной механики СО РАН, и многие другие.

Очень важные результаты получили биологи — в частности, биосинтез ауксинов, фундаментальные работы, посвященные анализу масс-спектров белков, создание новых средств диагностики и разработка генно-направленных терапевтических препаратов, создание более 30 новых сортов сельскохозяйственных растений. В одном из новых корпусов Академгородка сейчас предлагается организовать фабрику биополимеров, чтобы решать проблемы импортозамещения в фармацевтике и получения новых фармацевтических препаратов.

Гуманитарная часть представила важную работу, например, ряд словарей языков народов Сибири и, в частности, большой толковый словарь якутского языка. Идут дальнейшие исследования археологи и историки.

В области экспертизы научно-технических программ и проектов есть очень важные системные разработки — например, программа реиндустриализации экономики Новосибирской области. Есть девять конкретных проектов, входящих в эту программу, все они основаны на результатах работ, ведущихся в СО РАН. Первый из них — это создание и развитие современного кластера микро-, нано- и биоэлектроники на основе уже существующих предприятий.

Академик Асеев отметил, что осложнение международной обстановки существенно повлияло на работу по международным проектам. В плане сотрудничества с Академиями наук других государств СО РАН получило колоссальный удар — были потеряны крупнейшие соглашения со странами Юго-Восточной Азии, с Францией, где участвовали все институты национального научного центра Франции и все ее университеты. Продолжается работа по научным соглашениям с Китаем, с Белоруссией.

Глава СО РАН сформулировал ряд предложений, направленных на улучшение работы академических институтов своего отделения. «Безусловно, мы нуждаемся в увеличении бюджетного финансирования, — подчеркнул он. — Потому что после катастрофы 2014 года мы работаем с превышением тех скромных возможностей по финансированию и по персоналу, которые есть у Сибирского отделения. Мучительный вопрос связан с таким, я бы сказал, маниакальным стремлением ФАНО, в основном — бессмысленным и необоснованным — по реструктуризации сети научных учреждений в регионах, в особенности в национальных республиках. Нас это очень сильно волнует. И на наш взгляд выходом из положения является обеспечение соблюдения статьи 14 Закона о реформировании РАН. Это тот случай, когда мы должны заставить уважать законы, которые правительство само разрабатывает и само же нарушает некоторыми своими частями.

Я думаю, то, что сделано в прошедшем году, является примером того, что мы в какой-то степени встраиваемся в ту систему по организации академической науки, которая нам была предложена. Хотя для выполнения тех масштабных и серьезных задач, которые стоят перед промышленностью и оборонным комплексом, которые связаны с импортозамещением, нам нужно переходить на более высокий уровень организации работы».

Академик А.Л.Асеев перечислил и многие другие важнейшие аспекты работы СО РАН в 2015 году: все требования госзадания сибирская наука успешно выполнила.