На что люди обычно берут кредит в банке? На машину, квартиру, бизнес… А слышали вы когда-нибудь, чтобы кредиты брал учитель информатики для покупки оборудования в школьную лабораторию робототехники и микроэлектроники? Денис Копосов, учитель информатики архангельской общеобразовательной гимназии №24, удивляет работников банка подобным образом уже не в первый раз. Педагог в четвертом поколении, Денис Геннадьевич рассказывает нам о своих непопулярных решениях, о необычных методах мотивации, о победе в конкурсе от Intel, о школьных исследовательских проектах в сфере криминалистики и многом другом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Об участии в "Образовательной Галактике Intel"

- Летом 2010 года я принял решение участвовать в конкурсе «Школа будущего вместе с Intel®» и зарегистрировался на сайте Образовательная галактика Intel.  Осенью все в школе были удивлены радостным событием: мы вошли в число победителей. В декабре получили приз ― 30 нетбуков Intel® Classmate PC для реализации и развития проекта «Мобильная лаборатория робототехники», а уже в конце февраля 2011 года я опубликовал на портале свой первый пост «Робототехника, микроэлектроника, Classmate PC...», где рассказал об опыте работы с новым оборудованием. Замечательно, что крупные компании реализуют свои образовательные инициативы не только на словах и оказывают существенную поддержку учебным заведениям.

Кредитная история   

Два года назад я вел информатику в супермощном 8 классе, понимая, что в 2013 году эти ребята станут основой 10 профильного класса. Учащиеся будут знакомы со всем оборудованием в кабинете. А дальше что? Какой он, следующий уровень, на который нужно вывести именно этих школьников? Далее случилось то, что даже сейчас у меня самого не укладывается в голове: я пошел в банк, взял кредит, и купил 14 портативных устройств сбора данных NI myDAQ'ов. И я не пожалел об этой трате личных средств, ведь именно оснащенная современным уникальным оборудованием лаборатория дает детям возможность развития. А сторонние  источники финансирования, к сожалению, не всегда находятся.  

Спасибо огромное моим родителям (Тамаре Сергеевне и Геннадию Дмитриевичу) за правильное воспитание. Не в деньгах счастье и, уж тем более, не в их количестве.

Давайте я вас совсем огорошу. Самый первый кредит был давно, еще в 2009 году. Тогда я приобрел несколько наборов конструктора для создания программируемого робота. Вложение средств в NI myDAQ – это не самая большая моя трата, где-то 10-15% от общих  вложений в инфраструктуру кабинета информатики.  

Пора говорить спасибо супруге (Ольге Юрьевне) за то, что поддержала непростое решение, основанное на цитате П.Л. Капицы: «Я верю в то, что деньги должны оборачиваться. Чем больше тратишь, тем больше получаешь ― вот мой девиз!». И девиз правильный!

История с кредитом, кстати, совсем недавно (в марте) повторилась c NI myRIO. На мне и сейчас кредит, но уже в большем объеме.

Важно отметить, что оборудование покупается под конкретный класс. Это обеспечивает быстрый и эффективный старт проекта. 

О достижениях и планах

В нашей гимназии реализуется проект «Начала инженерного образования в школе», в рамках которого в специально созданной учебной среде, основанной на лабораториях инженерной направленности, учащиеся изучают информатику в неразрывной связи с вопросами физики и математики. За 2013 год сайт  проекта заинтересовал более 15000 уникальных посетителей. Реализацию именно этого проекта я считаю своим главным достижением.

Недавно команда нашей гимназии успешно выступила на турнире по робототехнике RoboNorth-2014. 5 кубков из 8 разыгрываемых мы увезли с собой. Кстати, один из кубков выиграла команда девушек.

Если говорить о победах в конкурсах, то после участия в 2012 году в конкурсе лучших учителей России в рамках ПНП «Образование», когда за 2 недели надо было подготовить 200-страничное портфолио о своих достижениях, желание участвовать поубавилось. Очень много бумаг. Время – это самый дорогой ресурс.

Сейчас все внимание уделяю созданию учебных материалов. На ближайшие два года работа практически вся расписана. Оставил только время на изучение платы для разработчиков Intel® Galileo. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О школьных проектах

В этом году у нас очень сильный 10-й профильный физико-математический класс. Ребятам просто ВСЁ интересно! Недавно десятиклассники  сделали систему полива растений (на базе платформы Arduino) через локальную сеть или Интернет. Они готовы сутками разбираться с рукой-манипулятором с шестью степенями свободы. Ребята сами проявляют инициативу. Им интереснее выбирать темы, которые не имеют готовых реализаций, представленных в интернете. Так, девушки во время изучения различных датчиков (для измерения пульса, измерения влажности рук), попросили у меня брошюру о криминалистических методиках для выявления скрываемой информации с использованием полиграфа и унесли ее домой для подробного изучения. Я был шокирован.

Недавно дети ходили на экскурсию в Институт математики, информационных и космических технологий. Им показывали роботов, рассказывали про Arduino, Raspberry Pi о лабораториях компании National Instruments, демонстрировали бесконтактное управление компьютером. А они заявили научному сотруднику: «Это у нас самих есть». Значит, не напрасны мои старания по оснащению лаборатории!

В этом году у нас произошел важный качественный переход: дети сами стали просить закупать конкретное оборудование для исследовательской и экспериментальной деятельности. 

О теории и практике

Очень люблю цитировать Петра Леонидовича Капицу. На любой вопрос у него можно найти элегантный и доступный ответ. «Теория направляет науку, эксперимент ее продвигает». По-моему, с теорией и практикой все предельно ясно. Мои ученики до 11 класса предпочитают практические занятия, а в выпускном классе вынуждены углубиться в изучение теории: все-таки ЕГЭ на носу.

С другой стороны, все педагоги знают, что количество учебных часов на «теорию» и «практику» прописано в программе по предмету «Информатика и ИКТ».  И тут уж «шаг влево/вправо – расстрел, прыжок на месте – провокация». 

О мотивации

Технологий мотивации существует огромное множество. Иногда нужно провести мощную «политинформацию», после которой учащиеся готовы «свернуть горы». Личный пример немаловажен: они знают, что я не только учитель и педагог дополнительного образования, но и системный администратор (не в школе, конечно). Большое внимание гимназия уделяет сотрудничеству с Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В.Ломоносова – детям важно знать, что именно в них заинтересован ВУЗ. Интересно школьникам и наше сотрудничество с международными компаниями, в частности, с Intel®, как подтверждение тому, что мы идем верной дорогой. Однако, самый мощный стимул – инновационная и разнообразная образовательная среда. Мы создали такую среду в школьном кабинете информатики. По количеству оборудования и направлений таких кабинетов в России пока единицы.

Использую еще вот такую технологию мотивации: в нашем кабинете на каждой спинке стула приклеена вдохновляющая на работу цитата. К примеру, «Перестанешь работать – впадешь в ничтожество» или  «Образование необходимо в настоящее время для всякой профессии. Необразованный человек всегда будет чем-то второго сорта». (Л.Д.Ландау) 

Также для становления внутреннего стержня у нас в гимназии все учащиеся профильных физико-математических классов прочитали книгу Кена Робинсона «Образование против таланта» (Out of Our Minds: Learning to be Creative). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О поломках лабораторного оборудования

В одном из моих постов на сайте «Галактика» есть видео, где по моей просьбе дети бросают оборудование с вытянутой руки. Моя задача состоит в том, чтобы снять страх детей перед техническими решениями. Чтобы его совсем не было. Роботы каждый второй урок падают ― да и пусть падают! Если сломаются ― разберемся, что сломалось и почему.

Конечно, в первый год было сложно держаться, когда у нас было три робота и все полетели на пол со стола... Валерьянка и пустырник меня спасали. А сейчас моя реакция на очередное падение робота –  улыбка. У нас, кстати, есть теперь задание: робот должен остановиться на краю стола.

Мне кажется, что пусть уж лучше дети сломают все, что им суждено сломать, в школе, чем потом сделают это на предприятии. Это для меня очень важно. Дата аварии на Чернобыльской АЭС, 26 апреля 1986 года, – это день, когда мне исполнилось 15 лет… Эта трагедия учит нас серьезности и ответственности за свои действия. 

О кумирах

Кумиров у меня нет. Есть люди, жизнь и свершения которых поднимают планку до таких высот, что хотя бы видеть ее ― уже счастье. Цитаты Л.Д. Ландау и П.Л. Капицы помогают мне в жизни и работе, надеюсь, и детям они помогут. А в мире информатики знаковой личностью для меня является Андрей Петрович Ершов. 

О будущем робототехники

О планах нашего правительства в 4 раза повысить производительность труда к 2020 году все ведь слышали? Без автоматизации и промышленной робототехники задача невыполнима. А без повышения производительности труда о повышении благосостояния страны в целом можно забыть.  Так что будущее у робототехники более чем светлое.

Митчелл Резник,руководитель исследовательской группы Lifelong Kindergarten при Лаборатории Коммуникаций Массачусетского Технологического Института, сказал: «Программирование не только для компьютерных умников, оно для всех».

Уверен, что высказывание Митчелла навеяно докладом Андрея Петровича Ершова 1981 года «Программирование ― вторая грамотность». В частности, этими словами: «Вторая грамотность ― это не только умение писать команды для машин, но и воспитание человека, решительного и предусмотрительного вместе».  

Фотографии предоставлены Д.Г. Копосовым из личного архива.