Ученые под руководством Шарон Уилсон (Sharon Wilson) из Смитсоновского института (США) на основании данных зонда Mars Reconnaissance Orbiter NASA и других аппаратов пришли к выводу, что многие озера на Красной планете — а значит, и среда для микроорганизмов — существовали почти на миллиард лет позже, чем принято считать. Статья опубликована в издании Journal of Geophysical Research, Planets, кратко о результатах исследований сообщает сайт NASA.

«Мы обнаружили долины, с которых собиралась вода в озера. А бассейны нескольких озер были переполнены, что указывает на значительное количество воды в долинах в тот период», — сказала Шарон Уилсон.

Речь идет, в частности, о северной части региона Arabia Terra. По словам Уилсон, одно из озер в этом регионе по объему было сравнимо с озером Тахо — примерный объем этого озера, находящегося в США, составляет 150 кубических километров. Ученые назвали это марсианское озеро озером Сердце. Цепь озер и долин, которые были частью его долины простирается примерно на 150 километров, а весь бассейн вмещал около 2790 кубических километров воды.

Уилсон отмечает, что подобные долины встречаются и в других местах на Марсе. Их внешний вид позволяет предположить, что они существовали в глобальном масштабе. При этом скорость, с которой вода протекала по стокам, сравнима с ручьями от таяния снега, что подтверждает теорию о холодном климате древнего Марса.

Дополнительные исследования, чтобы понять, как именно менялись условия на замерзшей планете, что снег успевал превратиться в потоки воды. У ученых есть несколько гипотез на этот счет —  возможно, причина в экстремальном изменении наклона планеты, а также в условиях более прямого освещения полярных льдов.

[Фото:  NASA/JPL-Caltech/ASU]