Исследователи из Университета Фридриха-Александра Эрлангена-Нюрнберга (FAU) и Университетской клиники Эрлангена изучили состояние человека, получившего более 200 прививок против Ковида-19. Об этом случае они узнали из газетных статей. До сих пор было неясно, как гипервакцинация может влиять на иммунную систему. Некоторые ученые считали, что иммунные клетки станут менее эффективными после привыкания к антигенам. В случае с данным человеком это оказалось не так: его иммунная система полностью функционирует. Определенные клетки и антитела против SARS-CoV-2 присутствуют даже в значительно большей концентрации, чем у людей, получивших всего три прививки. Результаты исследования были опубликованы в журнале The Lancet Infectious Diseases.

Более 60 миллионов человек в Германии были вакцинированы против атипичного коронавируса, большинство из них – несколько раз. Мужчина, которого обследовали ученые, утверждает, что получил 217 прививок по личным причинам. Есть официальное подтверждение 134 из них.

«Мы связались с ним и предложили пройти различные тесты. Он был очень заинтересован в этом», – объясняет доцент д-р Килиан Шобер из Института микробиологии. Шобер и его коллеги хотели узнать, к каким последствиям приводит подобная гипервакцинация. Как она изменяет иммунный ответ?

Как правило, вакцины содержат части патогена или некий строительный план, который клетки вакцинированного человека могут использовать для самостоятельной выработки патогенных компонентов. Благодаря антигенам иммунная система учится распознавать настоящий патоген в случае последующего заражения. Тогда она сможет реагировать более быстро и решительно. Но что произойдет, если иммунная система организма будет очень часто подвергаться воздействию определенного антигена?

«Это может произойти при хронической инфекции, такой как ВИЧ или гепатит В, с регулярными обострениями», – объясняет Шобер. «Есть основания полагать, что определенные типы иммунных клеток, известные как Т-клетки, устают, в результате чего они выделяют меньше прововоспалительных веществ». Этот и другие эффекты, вызванные привыканием клеток к антигенам, могут ослабить иммунную систему. Тогда она уже не сможет так эффективно бороться с патогеном.

Однако нынешнее исследование не дает никаких признаков того, что дело обстоит именно так. «В течение последних лет человек сдавал различные анализы крови. Он дал нам разрешение оценить результаты этих анализов. В некоторых случаях образцы были заморожены, и мы смогли исследовать их самостоятельно. Мы также смогли сами взять образцы крови, когда мужчина по собственному настоянию сделал еще одну прививку во время исследования. Мы использовали эти образцы, чтобы определить, как именно иммунная система реагирует на вакцинацию», – объясняет Шобер.

Результаты показали, что у человека имеется большое количество Т-эффекторных клеток против SARS-CoV-2. Они действуют как собственные солдаты организма, которые борются с вирусом. У испытуемого их было больше, чем в контрольной группе людей, получивших 3 прививки. Исследователи не заметили никакой «усталости» в эффекторных клетках, они были столь же эффективны, как и в контрольной группе, получившей обычное количество прививок.

Т-клетки памяти – еще один аспект, который исследовали ученые. Это клетки, находящиеся на предварительной стадии, перед эффекторными клетками. Подобно стволовым клеткам, они могут пополнять количество подходящих эффекторных клеток. Количество клеток памяти было таким же высоким в нашей тестовой группе, как и в контрольной. В целом ученые не обнаружили никаких признаков ослабления иммунного ответа, скорее наоборот. Кроме того, даже 217-я вакцинация, которую получил мужчина во время исследования, все равно дала эффект: количество антител против SARS-CoV-2 в результате значительно увеличилось.

Дальнейшие тесты показали, что эффективность иммунной системы против других патогенов не изменилась. Таким образом, гипервакцинация не нанесла вреда иммунной системе как таковой. «Наш подопытный образец был привит в общей сложности восемью различными вакцинами», – заявил доктор Килиан Шобер. Наблюдение за тем, что несмотря на такую экстраординарную гипервакцинацию, не возникло никаких заметных побочных эффектов, говорит о хорошей переносимости препаратов.

Однако это единичный случай. Полученных результатов недостаточно для того, чтобы делать далеко идущие выводы, не говоря уже о рекомендациях для широкой общественности. Текущие исследования показывают, что трехдозовая вакцинация в сочетании с регулярными дополнительными прививками для уязвимых групп населения остается предпочтительным подходом. Нет никаких признаков того, что требуется больше прививок.