Стоящая в пробке маршрутка изрыгает клубы черного дыма, а грузовик следом за ней дымит белым. Смог, который создают тысячи 10-15-летних автомобилей, наполняет вечерний воздух Найроби и разъедает глаза, внося ощутимый вклад в уровень загрязненности воздуха, который и без него перешел все мыслимые границы. В пробке можно простоять час, три или пять — в прошлом году она растянулась на 48 км. Восьмиполосная Момбаса-роуд — хронически закупоренная артерия мегаполиса, в котором количество машин удваивается каждые 6 лет.

Кения — одна из немногих африканских стран, где запрещены самые токсичные виды топлива, но согласно тем немногим экологическим данным, которые у нас есть, Найроби по-прежнему в топе самых загрязненных городов мира. А к автомобильным выхлопам добавляется дым, исходящий от горящих свалок, дизельных генераторов и кухонных плит, которые топят дровами. Но точный уровень загрязнения неизвестен, потому что, как почти во всех африканских городах, в Найроби не делаются регулярные пробы качества городского воздуха.

«За те 28 лет, что я живу в Найроби, число жителей выросло в 4 раза, а количество автовладельцев — с 5% до 27%. Воздух невероятно грязный, — говорит Дороти МакКормик (Dorothy McCormick), экономист из Университета Найроби и автор книг об африканской транспортной системе. — Сейчас автомобилей стало в 16 раз больше по сравнению с тем временем, когда я приехала, и город просто не справляется. У нас не существует платы за въезд в центр города, а для отопления домов люди используют уголь, дерево и керосин. С раннего утра над городом висит дымка. Что можно сделать? Перестать дышать? Выхода нет».

Согласно прогнозам UNEP — программы ООН по защите окружающей среды, за следующие 30 лет население Африки составит половину населения всего мира, и количество машин в африканских городах вырастет в разы. «За следующие 7 лет автопарк в Найроби удвоится. Число машин в Африке пока еще сравнительно мало, но количество выхлопных газов на автомобиль значительно выше, чем в мире», — прогнозирует Роб де Йонг  (Rob de Jong) из UNEP.

Городской воздух в Африке настолько грязный в первую очередь потому, что здесь слишком мало новых машин. Большинство автомобилей подержанные и были привезены из Японии и Европы с неработающими каталитическими конвертерами выхлопных газов и разобранными воздушными фильтрами. Континент становится всемирным кладбищем старых машин, которые не соответствуют современным экологическим стандартам развитых стран.

По всему континенту наблюдается взрывной рост количества машин. А  в совокупности с тем, что многие готовят на плитах, которые топят дровами, грязный воздух убивает 776 000 человек в год. Если ничего не менять, в следующем поколении эта цифра вырастет вдвое.

«Африка урбанизируется быстрее, чем как-либо другой регион мира, — говорит Де Йонг. — Уровень загрязнения воздуха здесь еще не достиг уровня Нью-Дели или Пекина, но уже приближается к нему. Респираторные заболевания вышли в Кении на первое место, и это напрямую связано с загрязнением воздуха».

По мнению Мари Тинелл (Marie Thynell), урбаниста из Университета Гетеборга, которая исследовала качество воздуха в Найроби в 2015 году, количество канцерогенов в воздухе города в 10 раз выше допустимого по нормам ВОЗ.

Исследование Тинелл показало колоссальный рост загрязняющих частиц в воздухе на главных улицах Найроби. «С грязным воздухом никак не борются, и особенно он опасен в трущобах, для водителей, дорожных полицейских и уличных торговцев», — говорит она.

Майкл Гатари (Michael Gatari), эколог из Кенийского университета ядерной науки и технологии, предсказывает, что «уже через несколько лет страна получит больное население. Даже с теми небольшими данными, что у нас есть, уже понятно, что уровень загрязнения в 30 раз хуже, чем в Лондоне, и что в Кении грядет огромнейшая проблема с национальным здоровьем. Дизельного топлива в Найроби сжигается на 30% больше, чем 5 лет назад. Будет больше случаев рака, сердечно-сосудистых заболеваний, астмы и респираторных болезней».

Загрязнение воздуха в Африке тесно связано с бедностью, объясняет. «В трущобах люди готовят на открытом огне и закрывают окна — концентрация загрязнений в воздухе зашкаливает. Водители смешивают хороший дизель с керосином. Везде полно горящего пластика и нет нормальной технологии сжигания мусора. В воздухе носится пыль».

В Западной Африке загрязнение воздуха, вызванное жизнедеятельностью человека в прибрежных городах (Лагос, Аккпа, Абиджан, Котону), сейчас настолько сильно, что, смешиваясь с естественными загрязнителями из Сахары, влияет на облачность и дожди. Так считает Мэт Эванс, профессор химии атмосферы в Университете Йорка, который занимается широкомасштабным исследованием загрязнения воздуха в регионе.

«В Африке растет цепочка мегаполисов. Континент сейчас находится в той же ситуации, в которой  20 лет назад был Китай. Если Африка не сможет справиться с этим, будет катастрофа».

В прошлом месяце ВОЗ опубликовала данные о загрязнении воздуха в 3000 городах мира. В нескольких африканских городах, где производился мониторинг качества воздуха, уровень загрязнения был много выше нормы, а 4 нигерийских города попали в двадцатку самых грязных. Если не принять меры сейчас, загрязнение в следующие 15 лет усилится в 3 или 4 раза.

Важным шагом, говорит Де Йонг, будет прекращение импорта старых автомобилей. «Если бы африканские страны установили ограничение на возраст импортируемых машин, это бы улучшило положение. Если сейчас закупать машины с более высокими экологическими стандартами, то через 10 лет большинство автопарка станет соответствовать нормам, но если подождать еще 9 лет, в Африку прибудет множество старых машин, и ситуация ухудшится в разы. Катастрофу можно остановить, если действовать сейчас. Африка может пойти по другому пути. Приоритетом для всего мира должен стать чистый воздух».

[По материалам The Guardian]