Археологи выяснили, зачем викинги колонизировали Гренландию

На протяжении четырех веков викинги удерживали монополию на моржовую кость на европейском рынке. Основным источником ценного материала для скандинавского народа была Гренландия.

Бивни животных – слонов, моржей – были ценным товаром в средневековой Европе, где элита имела пристрастие к резным украшениям из ценной кости. На протяжении четырех веков викинги удерживали монополию на этот дорогой материал. Основным источником его была Гренландия, как сообщают британские археологи в работе, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Тот факт, что викинги присутствовали в Гренландии и Винланде (на острове Ньюфаундленд и полуострове Лабрадор), уже давно не вызывает сомнения у ученых. Однако зачем скандинавский народ пришел на эти земли и почему спустя несколько столетий покинул их – оставалось загадкой. На один вопрос смогли ответить археологи из Кембриджского университета.

В ходе работы исследователи изучили 23 изделия из моржовой кости, найденные или хранившиеся в Норвегии, на северо-востоке Англии и в других регионах Европы. Возраст артефактов оценивается в 600-1000 лет. Ученые не использовали хрупкие предметы, но анализировали части черепов моржей, чьи клыки часто оставались прикрепленными к черепу во время транспортировки. Ученые расшифровали ДНК костей и сравнили ее с ДНК современных моржей, а также с ДНК 14 образцов известного происхождения: четырех из Гренландии, которые относились к периоду с 900 по 1400 гг., и 10 с архипелага Шпицберген в Норвегии, датированные XVIII и XIX веком.

Полученное семейное древо выявило, что 23400-251120 лет назад популяция арктических моржей разбилась на две отдельные группы. Вероятно, их разделила ледяная стена во время ледникового периода. Одна группа жила у берегов Америки (в северной части современной Канады) и западной Гренландии, где расположились викинги. Другая группа населяла восточную Гренландию, а также будущие Норвегию и Россию. Как показал генетический анализ, в первое время после колонизации Гренландии викинги торговали костью моржей, которые обитали у берегов Баренцова моря, в северных регионах Евразии. Но в XII-XV вв. ситуация сильно меняется: подавляющее большинство изделий этого времени было сделано из бивней «американских» моржей. Вероятно, добывали моржовые бивни две колонии викингов, обосновавшиеся в Гренландии и на острове Ньюфаундленд.

Единственный вопрос, на который ученые не смогли дать ответа: почему викинги покинули Гренландию спустя несколько веков успешного торгового «предприятия».

[Фото: Science]