Астрофизик Эмилия Петрофф (Emily Petroff) из Технологического университета Суинберна (Мельбурн, Австралия) впервые обнаружила быстрый радиоимпульс, исходящий от объекта непонятной пока природы, который испускает гигантское количество радиоизлучения за короткое время. Ей удалось заметить новые свойства этого объекта, что поможет в будущем более точной идентификации источника. Результаты работы принял к публикации журнал Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, а прочитать их можно уже сейчас на Arxiv.org. Популярной версией научной статьи делится с читателями сайт журнала New Scientist.

Быстрыми радиоимпульсами (Fast Radio Bursts — FRB) называют единичные выбросы радиоизлучения огромной мощности — сопоставимой с излучением Солнца за миллион лет. Что служит их источником, неизвестно. Быстрый импульс длится всего несколько миллисекунд, поэтому их замечали только задним числом, через месяцы и годы, уже при анализе полученных наблюдений. Впервые следы быстрых радиоимпульсов обнаружили в 2007 году. С тех пор ученые наблюдали 9 таких явлений. И вот новый прорыв: удалось увидеть быстрый радиоимпульс в первые 10 секунд. Астроном Эмилия Петрофф работает на телескопе Паркеса в Новом южном Уэльсе (Австралия). В первые семь часов после обнаружения ею выброса радиоизлучения в районе созвездия Водолея это место стали тщательно обследовать другие 12 телескопов по всему миру. Ни один из них не увидел никаких вторичных излучений от выброса, что само по себе интересный результат, пишет NewScientist со ссылкой на Петрофф. Это означает, что источником выброса не могли стать сверхновая звезда или длинный гамма-всплеск. Согласно расчетам, быстрый радиоимпульс случился примерно в шести миллиардах световых лет.

Обнаруженный Петрофф быстрый радиоимпульс обладает новыми свойствами. Его радиоволны поляризованы не линейно, а циркулярно, что означает вибрацию в двух плоскостях. По словам исследовательницы, этого еще никто раньше не наблюдал, но затруднилась как-то интерпретировать результат.

О природе блицара ученые высказывают лишь догадки. Считается, что за краткой и мощной вспышкой радиоволн может стоять коллапс ослабевшей нейтронной звезды, которая превращается в черную дыру. Чтобы точно установить источник вспышки, нужны одновременные наблюдения события на нескольких телескопах.

Астрономы в Австралии — одни из самых сильных в мире. Они регулярно совершают замечательные открытия, о которых исправно сообщает портал Научная Россия. Мы уже рассказывали о наблюдениях австралийцами остатков сверхновой, о комете, потерявшей хвост, и о событиях, предшествовавших рождению Солнца.