Credit: Chris Schur: www.universetoday.com

В конце декабря астроном-любитель Хисайоши Като (Hisayoshi Kato) сделал серию снимков кометы Лавджоя Q2, на которых видно, как она потеряла два ионизированных хвоста подряд. Об этом популярно рассказал Боб Кинг — тоже астроном-любитель — на сайте Universe Today.

Обычно за кометой тянется два хвоста: один из пылевых частиц, который отражает солнечный свет, и второй — из ионизированных газов, который флуоресцирует в ультрафиолетовом солнечном излучении. Ионизированный хвост образуется, когда кометные газы, в основном, моноксид углерода, ионизируются под действием солнечного излучения, то есть теряют электрон, приобретая положительный заряд. Поэтому этот хвост чувствителен к магнитным полям солнечного ветра. Магнитные поля окружают летящую комету и растаскивают ее ионы в длинный хвост, ориентированный от Солнца. Отделение ионизированного хвоста случается, например, когда флуктуации солнечного ветра порождают разнонаправленные магнитные поля, в результате которых высвобождается энергия и уносит хвост. Оставленный сам по себе газовый хвост уплывает прочь и рассеивается. Ядро же активной кометы продолжает выделять газы, которые ионизируются Солнцем и снова образуют хвост.

Комета Лавджоя Q2 (C/2014 Q2 Lovejoy) видна даже в бинокль низко в южном небе в маленьком созвездии Зайца. Она выглядит как большой пушистый комок. В конце декабря комета Q2 набрала скорость, двигаясь к созвездию Эридан. Здесь она и потеряла хвост, что зафиксировано в серии снимков 23-24 декабря астрономом-любителем Хисайоши Като. Точная причина потери хвоста неизвестна: это может быть изменение солнечного ветра, выброс вещества из короны Солнца или пересечение границы сектора, где солнечный ветер меняет свое направление. Причем комета Q2 потеряла хвост дважды. После потери первого хвоста она отрастила новый, но вскоре оторвался и он.

Комету C/2014 Q2 открыл австралийский астроном Терри Лавджой (Terry Lovejoy) в августе 2014 года в Брисбене в Австралии, о чем рассказывал портал Научная Россия. Комета Q2 с длинным периодом обращения стала ярче в конце декабря, ее можно наблюдать даже невооруженным глазом, а в обычный телескоп она видна очень хорошо. Комета Q2 войдет в перигелий — ближайшую точку к Солнцу — 30 января 2015 года.