Российская обсерватория «Спектр-РГ», на которой установлен телескоп ART-XC им. М.Н. Павлинского, с декабря 2019 г. по март 2022 г. провела четыре полных обзора всего неба, каждый примерно за полгода. Такая стратегия была выбрана не случайно — сложив между собой карты, полученные за каждый отдельный обзор, можно «накопить» больше полезного сигнала и увидеть более слабые объекты, а сравнивая их между собой, — найти переменные источники. Кроме того, такой подход позволяет сгладить последствия непредвиденных и неприятных событий. Например, если в одном обзоре исследованию этой части неба помешала солнечная вспышка, то в запасе остаются данные других обзоров. Итоговые карты в этом месте будут менее «глубокими», но на них не останется «белых пятен» terra incognita.

Российская рентгеновская обсерватория «Спектр-РГ» в точке Лагранжа L2 в представлении художника. Изображение: А. Захаров, ИКИ РАН

Всего в первоначальной программе обсерватории было предусмотрено восемь обзоров, но из-за того что в марте 2022 г. один из телескопов обсерватории — германский eROSITA — был переведен в «спящий режим», программа наблюдений телескопа ART-XC им. М.Н. Павлинского была изменена. От обзора всей небесной сферы ART-XC перешёл к выполнению собственной программы наблюдений, одной из основных задач которой стал глубокий обзор нашей Галактики — Млечного пути. Помимо этого проводились наблюдения наиболее интересных областей неба и источников, в том числе впервые обнаруженных.

Обзор Галактики был завершен осенью 2023 г., после чего ART-XC вернулся к решению основной задачи проекта и возобновил программу обзора всего неба. Пятый полный осмотр небесной сферы проводился с 19 октября 2023 по 24 апреля 2024 г.

В отличие от предшествующих обзоров, сейчас программа работы была модифицирована таким образом, чтобы у команды проекта была возможность прерываться и наблюдать интересные объекты, которые неожиданно появляются на небесной сфере. Такими объектами стали, например, сверхновая SN2024ggi, вспыхнувшая две недели назад 11 апреля, или миллисекундный пульсар SRGA J144459.2-604207, который был открыт телескопом ART-XC в феврале 2024 г.

«За почти пять лет работы с телескопом и обсерваторией в целом мы многому научились, — говорит научный руководитель телескопа ART-XC им. М.Н. Павлинского член-корреспондент РАН Александр Лутовинов, заместитель директора ИКИ РАН. — Научились не только работе с данными, но и быстрому, четкому планированию наблюдений, причем в разных форматах: обзоры, сканирования, трехосная стабилизация. Алексей Ткаченко, который отвечает за эту работу, стал просто виртуозом своего дела. Ну и, конечно, большое спасибо нашим коллегам из АО «НПО Лавочкина» (НПОЛ), где был создан космический аппарат и откуда сейчас он управляется. Не так часто бывает, чтобы «научные хотелки» ученых можно было бы реализовывать быстро и эффективно. Но благодаря слаженной работе специалистов ИКИ РАН и НПОЛ мы можем сейчас буквально за считаные часы изменить программу наблюдений так, чтобы увидеть самые интересные объекты. Это позволяет телескопу ART-XC выдавать результаты мирового уровня практически в режиме онлайн, ничуть не уступая другим космическим обсерваториям».

Следующий обзор всего неба (а всего предполагается сделать еще как минимум два обзора) предполагается начать примерно через 10 дней, в начале мая 2024 г., а пока телескоп ART-XC продолжает наблюдения сверхновой SN2024ggi и еще целого ряда интереснейших объектов рентгеновского неба.

***

Космический аппарат «Спектр-РГ», разработанный в АО «НПО Лавочкина» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»), был запущен 13 июля 2019 г. с космодрома Байконур. Он создан с участием Германии в рамках Федеральной космической программы России по заказу Российской академии наук. Обсерватория оснащена двумя уникальными рентгеновскими зеркальными телескопами: ART-XC им. М.Н. Павлинского (ИКИ РАН, Россия) и eROSITA (MPE, Германия), работающими по принципу рентгеновской оптики косого падения. Телескопы установлены на космической платформе «Навигатор» (НПО Лавочкина, Россия), адаптированной под задачи проекта. Основная цель миссии — построение карты всего неба в мягком (0.3–8 кэВ) и жестком (4–20 кэВ) диапазонах рентгеновского спектра с беспрецедентной чувствительностью. Научный руководитель орбитальной рентгеновской обсерватории «Спектр-РГ» академик Рашид Сюняев.

Информация и фото предоставлены пресс-службой ИКИ РАН