Материалы портала «Научная Россия»

В научных статьях все больше преувеличений

В научных статьях все больше преувеличений
Ученые все чаще стали характеризовать свои результаты, как «удивительные», «ошеломляющие» и «инновационные».

Исследователи из Нидерландов под руководством Кристиана Винкерса (Christiaan Vinkers) проанализировали названия и аннотации статей в базе данных PubMed за период с 1974 по 2014 год на предмет частоты встречаемости в них позитивных, нейтральных и негативных слов. Оказалось, что наблюдается четкая динамика роста числа позитивных слов — ученые все чаще оценивают свои результаты как «удивительные», «ошеломляющие» и «инновационные». Результаты анализа опубликованы в British Medical Journal, о них рассказывает также сайт журнала Nature.

Оказалось, что доля текстов с как минимум одним словом, отнесенным к «позитивным», в заголовке или аннотации выросла с 2% до 17,5% за четверть века, при этом частота появления слов, относящихся к «нейтральным» и «негативным» почти не изменилась. К списку позитивных ученые отнесли такие слова, как, например, «потрясающий», «удивительный», «яркий», «великолепный», «инновационный», «вдохновляющий», «феноменальный», «уникальный» и так далее. К негативным такие слова, как «разочаровывающий», «тревожный», «безнадежный», «посредственный», «неприемлемый» и т.д.

Авторы работы объясняют такие изменения не тем, что важных открытий и исследований стало в реальности в несколько раз больше. Дело в политике публикаций в ведущих научных журналах — чтобы статью приняли, она должна казаться яркой, значимой, новаторской. При этом они также обращают внимание, что особенно заметна эта тенденция в менее престижных журналах.

Для сравнения авторы также проанализировали динамику по книгам, опубликованным в тот же период, используя базу Google Books Ngram viewer, но там подобной тенденции обнаружено не было. Так что проблема не в изменениях языка, что тоже можно было бы предположить, а именно в научных публикациях.

«Сегодня слова, с помощью которых описывают результаты исследований, определяются не их содержанием, а сбытовыми качествами», — объяснил Винкерс.

Портал Научная Россия недавно затрагивал ту же проблему, сообщая о том, что основан журнал, принимающий к публикации единичные исследования. Издание как раз надеется сломать тренд в научных публикациях, который заставляет ученых преувеличивать и приукрашивать свои результаты.

pubmed статьи стилистическая окраска слов

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий