Геном сына Александра Невского, великого князя Дмитрия Александровича, расшифровала группа российских ученых под руководством заведующего лабораторией геномики и эпигеномики позвоночных ФИЦ Биотехнологии РАН члена-корреспондента РАН Егора Прохорчука. Исследовательская работа, впервые полностью выполненная в России, доказала, что все Рюриковичи имеют единое древнее происхождение.

До сегодняшнего момента корни Рюриковичей были малоисследованы.

«Существование “белого пятна” в изучении геномов древнерусской элиты во многом связано со сложностью персональной идентификации останков Рюриковичей и других аристократических родов в некрополях X–XIV вв.», — поясняют исследователи в научной статье, опубликованной в журнале Acta Naturae.

В 2020 г. ученые обнаружили в разрушенном саркофаге Спасо-Преображенского собора Переславля погребение великого князя Владимирского Дмитрия Александровича (1250–1294 гг.) — одного из четырёх сыновей Александра Невского. Изучением останков занялись археологи, историки и генетики. Для точности эксперимента выделение и анализ древнего генома проводились в специальном помещении — «чистой комнате».

Ученые пришли к выводу, что Дмитрий Александрович принадлежал к группе Рюриковичей, общим предком которой является Ярослав Мудрый. К ней относятся многие современные потомки древнерусских князей.

Предками князя по мужской линии с большой вероятностью были древние люди, населявшие Большой Олений остров в Кольском заливе в середине II тысячелетия до н.э. По материнской линии корни Дмитрия Александровича уходят в Центральную Азию: вероятно, это связано с тем, что в его времена русские князья нередко вступали в брак с дочерями половецких ханов.

Ученые также выявили три наиболее масштабные группы предков великого князя. В их число вошли «викинги» (раннесредневековое население восточной Скандинавии из деревни Бодэ на о. Эланд) либо (как альтернатива первой ветви) представители славянского населения Древней Руси XI в., степные кочевники (народы степей Евразии железного века или кочевники с земель современной Венгрии) и финно-угорские народы.

Источник: ФИЦ Биотехнологии РАН. Российские ученые расшифровали геном сына Александра Невского