Продовольственная безопасность России невозможна без хлеба, а точнее, без пшеницы, которая является нашим стратегическим продуктом. «Зерна у нас – пруд пруди, – скажут некоторые, – чего за него переживать?». Однако большие запасы зерна «сыплются» на нас не просто так, а благодаря труду опытных селекционеров, которые выводят рекордные по урожайности сорта. Такие специалисты должны купаться в славе и почете! Им должны создаваться все условия для работы... Но больше 20 лет ученые выживают, не вылезают из судов, защищая свои опытные поля от чиновников, которые отбирают земли то для строительства «Сколково», то под частное строительство. В кризисной ситуации разбиралась обозреватель «МК».

Фото - Николай Малахин / «Научная Россия»

Я пишу о ситуации о ВНИИ сельского хозяйства «Немчиновка» (сейчас он имеет статус федерального исследовательского центра) не впервые. 

Ученые выращивают на своих опытных полях пшеницу, снабжая потом сортовыми семенами 30 регионов в центральной части России. Семена после дают ежегодно щедрые урожаи зерновых и зернобобовых культур на полях общей площадью 8 млн га. 

Чтобы представить объем работ, проводимых селекционерами ФИЦ, перечислим лишь несколько из созданных ими за последние 20 лет сортов озимой мягкой пшеницы: «Немчиновская-17», «Немчиновская-24», «Московская-40» «Немчиновская-57», «Немчиновская-85» «Галина», «Московская-56»...  Белка в них оказалось до 16 процентов, что значительно больше, чем у сортов конкурентов из Германии и Франции, да и по урожайности они не уступают зарубежным. Потенциал «Немчиновки-17», «Немчиновской-24», «Московской-40», «Московской-56» в условиях Центрального Нечерноземья составляет до 140 центнеров с гектара.

Но не ценят чиновники тех, кто кормит Россию хлебом, словно сами не этим хлебом питаются...

Печальная история изъятия у селекционеров опытных угодий тянется с 2011 года, когда по поручению президента страны (им был тогда Дмитрий Медведев) и постановлению правительства от них «отщипнули» более 500 га земель института и ОПХ «Немчиновка». Дело вроде бы начиналось благородное – инновационный центр «Сколково». Ради молодого поколения ученых, которых собирались вырастить на благо нашей страны, селекционеры потеснились – согласились перебраться на более дальние угодья опытного хозяйства ФГУП «Толстопальцево», в деревню Соколово (это теперь Москва), и ФГУП «Производственно-птицеводческого предприятия “Птичное”», расположенное в Наро-Фоминском районе. Об этом мне рассказывал в свое время академик РАН Баграт Сандухадзе.

В Соколово «Немчиновке» полагалось уже не 500, а всего 370 га и 5,6 миллиарда рублей для строительства на новом месте производственной базы, а в «Птичном» – около 900 га.

Однако из обещанного дали далеко не всё. Несмотря на то что селекционеры сразу посеяли на отведенных им землях хлеб, закрепить юридически пашни за собой не успели. А в 2014-м «Птичное» обанкротилось... Этого как будто и ждали чиновники, которые в результате изъяли все земли хозяйства, включая те, что выделяли «Немчиновке», в казну Российской Федерации (словно казна эта не заинтересована в улучшении характеристик отечественного зерна). Спустя 9 лет после судебных разбирательств «Немчиновки» с чиновниками земли им так и не передали. Бывшие экспериментальные угодья успели зарасти бурьяном и деревьями.

Теперь перенесемся в деревню Соколово с ее 370 гектарами, обещанными ученым взамен полей, отданных под «Сколково». Помните, им обещали 5,6 миллиарда подъемных? В реальности выделили только 500 миллионов рублей, которых хватило только на первый этап строительства: мелиоративную подготовку участков, строительство дорог, бытовых помещений, здания для подготовки семян, ангаров для хранения техники, лабораторий. Это позволило сразу посеять оригинальные семена зерновых культур. Ученые работали очень эффективно: на новом участке было получено несколько новейших сортов. Но в 2014 году, почти одновременно с «Птичным» было обанкрочено и ФГУП «Толстопальцево», где они все произрастали. Для своевременного подписания актов передачи части земель «Немчиновке» и оформления их в Росреестре не хватило буквально нескольких дней... Дальше потребовалось утрясать передачу в течение 7(!) лет. Росимущество в итоге передало «Немчиновке» в управление 338 из 370 га земель. 

– Из переданных нам 338 гектаров под пашни пригодными оказались только 219 га, – подводит итог многолетней борьбы за землю нынешний директор ФИЦ «Немчиновка» Сергей Воронов. – Да и из них нам оставили пока только 209 га.

– Куда же делись остальные?

– Два земельных участка общей площадью 32 га решением Правительственной комиссии по содействию развитию жилищного строительства в 2015 году были переданы Фонду развития жилищного строительства. До последнего времени мы боролись с Росимуществом еще за один участок – в 11 га в Соколове. В 2018 году там якобы выявили ошибку. «Смотрите, – сказали нам в Росимуществе, – согласно ЕГРН, на этом земельном участке расположено здание, принадлежащее третьему лицу». «Какое еще здание?! –  удивились мы. – Мы там семь лет хлеб сеем, нет там никакого здания!». Привезли мы после этого на участок и представителей Росимущества, и кадастровой палаты – они увидели своими глазами, что никакого мифического «третьего лица с домом» там нет. Ситуация вроде качнулась в нашу пользу, но в 2022 году Росимущество, которое, видимо, упорно не желало отдавать нам землю в оперативное управление, сделало вообще невообразимое. 

– Что же?

– Они поделили обещанный нам изначально участок на две части: 10 и 1 га. Большему изменили кадастровый номер, а то, что осталось, представляет собой так называемые «неудобицы»: сплошные овраги, под пашню непригодные.

– Вы пытались оспорить это в суде?

– Конечно. Но мы проигрываем их – суд не учитывает даже тот факт, что на том земельном участке в 10 га, за который мы боремся, стоит наш бетонный забор! Росимущество придерживается позиции, что оно – собственник земли, и распоряжается участком как хочет. Получается, забор принадлежит «Немчиновке», а земля под забором теперь нет.

На участке площадью 10 га, который сейчас отбирают у ученых, до сих пор разрабатываются технологии возделывания новых сортов озимой пшеницы. В 2023 году ученые, несмотря на притеснения, превзошли самих себя – создали новейший сорт озимой пшеницы «Васильевна», который на делянке показал 158 (!) центнеров с гектара, и это без потери качества зерна! Но ее судьба, похоже, мало волнует чиновников, которые, кажется, поставили себе цель: окончательно уничтожить бывшее НИИ сельского хозяйства «Немчиновка». По-моему, в современных условиях, когда стране очень нужны свои новые сорта пшеницы, это равносильно вредительству.

Комментарий Росимущества: «В феврале 2022 года земельный участок с кадастровым номером 77:18:0190209:316 был предоставлен  на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Войсковая часть 55002». В ноябре 2022 года «ФИЦ «Немчиновка» обратилось с заявлением в Арбитражный суд города Москвы о признании незаконным решения Росимущества об отказе в предоставлении ФИЦ «Немчиновка» на праве постоянного (бессрочного) пользования указанного земельного участка. Решением Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда и постановлением Арбитражного суда Московского округа по указанному делу в удовлетворении заявленных требований ФГБНУ «ФИЦ «Немчиновка» отказано полностью. Суды пришли к выводу, что предоставление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Войсковая часть 55002» осуществлено в соответствии с требованиями законодательства и не нарушает имущественные права ФГБНУ «ФИЦ «Немчиновка»».

 

Автор: Наталья Веденеева

Фото: Николай Малахин / «Научная Россия»