Психологи из Кембриджского университета показали, что правильный подход к тратам денег способен сделать счастливым, причем это даже важнее, чем, собственно, уровень дохода. Тратить правильно — это значит учитывать собственные личные предпочтения и качества, говорят ученые. Их статья опубликована в журнале Psychological Science, кратко о результатах сообщается на сайте университета.

Исследование проводилось совместно с отделениями международных банков, базирующихся в Великобритании. Клиентов банков просили заполнить два стандартных опросника — на определение личностных черт и на оценку уровня субъективного благополучия. Эти данные были соотнесены с данными банковских транзакций участников. Всего было проанализировано почти 77 тысяч транзакций 625 участников исследования, все они были объединены в 59 категорий.  

Каждая категория трат в свою очередь была соотнесена с личностными чертами, представленными в так называемой «Большой пятерке личностных качеств»: нейротизм/стабильность, экстраверсия/интраверсия, открытость опыту/консерватизм, сотрудничество/конкуренция, добросовестность/импульсивность. Так, например, если человек тратил деньги в пабе, это соответствовало экстраверсии и импульсивности, траты на благотворительность соотносили с добросовестностью и так далее.

Далее ученые проанализировали траты участников и их личностные черты. И нашли определенные соответствия — например, люди с высокими баллами по экстраверсии тратят в среднем на 52 фунта в год больше на пабы, чем интроверты. Ответственные и добросовестные тратят на 124 фунта в год больше на фитнес и здоровье, чем люди с низкими баллами по этому показателю и так далее.

Во втором эксперименте участники получали ваучер, средства с которого могли потратить только в книжном магазине, или такой же, но деньги можно было потратить только в баре. Оказалось, что экстраверты были счастливее, если им доставался ваучер на бар, а интроверты, если можно было купить книги.

«Наше исследование показывает, что трата денег на что-то, что помогает нам выразить себя, какие мы есть, так же важна для благополучия, как правильная работа, правильно выбранное место жительства или даже правильные друзья и партнеры», — пояснил один из авторов исследования Сандра Мац (Sandra Matz).