Специалисты по биоинформатике из Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН (ИППИ РАН) в сотрудничестве с коллегами из университета Женевы (Швейцария) показали, что мутации, вызванные активностью белка APOBEC, происходят во время репликации ДНК. Статья об исследовании опубликована в журнале Genome Research, о работе рассказывается в сообщении на сайте ИППИ РАН.

APOBEC — это белок противовирусной защиты. Но примерно в 18% раковых опухолей белок сильно изменяет ДНК хозяина в опухолевых клетках. Но каким образом он вызывает в ней мутации, оставалось неизвестным, поскольку APOBEC не способен изменять нормальную двухцепочечную ДНК человека. В новом же исследовании ученые показали, что большинство мутаций, вызываемых APOBEC, происходят во время репликации ДНК, а именно в промежутки времени, пока нити ДНК не спарены друг с другом. Цепь ДНК, реплицирующаяся как отстающая, остается одиночной дольше, соответственно на ней случается большинство мутаций, вызываемых APOBEC.

Подобные мутации связаны сразу с несколькими типами рака, понимание их механизма, по словам ученым, приведет к созданию противораковой терапии для этих случаев.