Сегодня впервые в истории человечества запущенное с Земли устройство выходит на орбиту кометы. Начало – около 13 часов по московскому времени, космический аппарат – зонд Rosetta, который приближается к комете Чурюмова-Герасименко.

Исследовательский зонд Rosetta, запущенный специалистами Европейского космического агентства (ESA) 10 лет назад, сегодня подлетел на рекордно близкое расстояние к своей цели  комете Чурюмова-Герасименко. Он отправился в космос в марте 2004 года.  К настоящему моменту он уже пять раз облетел вокруг Солнца, пролетел мимо Марса и три раза  мимо Земли.

Комета в наиболее далекой от Солнца точке своей орбиты уходит за орбиту Юпитера, а в наиболее близкой проходит между Марсом и Землей. Она движется со скоростью около 55 тысяч км в час. Снимки кометы, сделанные Rosetta в июле, по мере приближения к цели, позволили астрономам уточнить форму кометы и померить ее температуру. Ученые выяснили, что поверхность кометы покрыта льдом лишь частично, а ее температура составляет около -70 С. Теперь Rosetta, пролетев 6,4 млрд км, подобралась на максимально близкое расстояние к комете.

До 22 августа Rosetta окончательно выйдет на вытянутую орбиту вокруг ядра кометы и окажется на расстоянии 60-80 км от нее. В ноябре он спустит модуль Philae, который закрепится на поверхности кометы и в период до конца декабря 2015 года будет изучать ее.

Rosetta и Philae названы в честь Розеттского камня, с помощью которого лингвистам некогда удалось расшифровать древнеегипетские иероглифы, и острова Филы на Ниле, где был найден обелиск, позволивший понять, что написано на Розеттском камне. Зонд и посадочный модуль оборудованы более чем двумя десятками научных приборов, которые понадобятся для исследования химического состава вещества кометы, ее хвоста и процессов его образования и других наблюдений, в частности, для поиска органических соединений.

Через их приборы исследователи хотят приблизиться к пониманию происхождения Солнечной системы. В ней обращается множество комет, материя которых представляет собой разные периоды формирования тел нашей системы. Таким образом, изучая поверхность кометы Чурюмова-Герасименко и ее состав, ученые могут установить, какая материя преобладала в какие периоды эволюции планет и комет Солнечной системы.

Полет Rosetta должен завершиться в конце 2015 года, однако возможно, что зонд продолжит работу и после этой даты.

Екатерина Боровикова