Стартовавший недавно новый сезон исследований на Троицком раскопе в Людином конце средневекового Новгорода успел принести две интересные находки, относящиеся к XIV веку. Это деревянная оправа зеркала и берестяная грамота, содержащая неизвестное ранее слово, сообщает сайт Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.

Деревянная оправа зеркала найдена 21 июня на Троицком-XVI в напластованиях второй половины XIV века. По словам руководителя работ, старшего научного сотрудника кафедры археологии МГУ им. М.В. Ломоносова Виктора Сингха, такие оправы хорошо известны по археологическим материалам Древней Руси и Западной Европы эпохи Средневековья. Особенностью находки этого года являются остатки сохранившейся зеркальной поверхности.

Вторая находка сделана 22 июня на Троицком-XV раскопе, работами на котором руководит заведующий Центром по организации обеспечению археологических исследований Новгородского музея-заповедника Андрей Степанов. Обнаружена довольно большая по размерам берестяная грамота, содержащая всего одну строку: «УОВ ОРТИМИЕ УО ПОСАКА ТРИ БЕРЕКОВЕСЕКЕ». Ученые установили, что это запись об оброке или долге, но смысл записи пока точно не определен. Слово «посак» исследователи встретили в грамоте первый раз, предварительно академик Андрей Зализняк на основе псковских и тверских говоров дал ему толкование как «вор», «мошенник».