Учитывая степень износа инфраструктуры и производственных мощностей, и, следовательно, все повышающейся вероятности многообразных техногенных катастроф, представляется весьма актуальной тема научного сообщения — «Обобщенные закономерности процессов деформирования и разрушения (роль обоснования ресурсов, живучести и безопасности уникальных объектов)», которое сделал член-корреспондент РАН Николай Махутов на заседании Президиума РАН 9 февраля 2016 г.

 

Для Российской Академии наук традиционными являются фундаментальные работы в области механики, закономерностей процессов деформирования и разрушения материалов и конструкций. Эти исследования всегда имели и имеют непосредственный выход в прикладные области через обоснование ресурса, живучести и безопасности тех или иных уникальных объектов и проектов в нашей стране.

В наше время мы так или иначе сталкиваемся с проблемами, связанными с техногенными авариями и катастрофами. Эти обстоятельства учитываются, или должны учитываться, на самых разных уровнях, включая стратегическое планирование экономических разработок. Соответственно, как нельзя важным оказывается тот опыт, что был накоплен в разных странах за время работы с крупными техническими объектами — такими как ГЭС или АЭС.

Ликвидации техногенных катастроф последних десятилетий потребовали новых знаний и специальных разработок, пересмотра многих программ и направлений развития техники. Создание новых форм ракетной техники, авиационно-космических систем также дало импульс развитию новых направлений в науке. Исследования закономерностей возникновения и развития различных аварийных ситуаций в самых разных отраслях техники — энергетике, ракетно-космической отрасли, промышленных объектах, добыче полезных ископаемых, транспорте и огромном количестве других. Речь, в частности, о построении физических и математических моделей, расчетах возможного экономического ущерба и вариантов предотвращения катастроф.

Принципиально новые направления технического развития — например, термоядерная энергетика или высокоскоростной транспорт, также ставят сейчас перед ведомствами и наукой принципиально новые задачи в расчетах безопасности. Обобщая огромный накопленный опыт, совместно с РАН, МЧС и отраслевыми министерствами, была построена некая общая картина развития техносферы.

Объекты техносферы должны создаваться и эксплуатироваться с учетом самых различных международных и отечественных технических норм и требований — таких, как сейсмо-, хладо- и износостойкость, ресурс прочности, живучесть и других. Для их определения ученые используют общепринятые критерии риска. По мере усложнения технических объектов нарастают и критерии обоснования этих параметров и возможного риска, и соответственно — требования к безопасности. Это требует новых исследований в фундаментальных и прикладных направлениях. Количественные критерии комплексной безопасности, учитывающие стратегические риски (критические, приемлемые и формирующиеся) и проявление человеческого, техногенного и природного факторов были обоснованы целым рядом разработок.

Решение этих задач является принципиально и изначально междисциплинарным. Институты Российской Академии наук исследуют различные варианты предельных воздействий и состояний, реакции объектов на те или иные экстремальные ситуации. Эти разработки используются Национальным центром управления в кризисных ситуациях.

Члены Президиума обсудили и приняли решения по ряду других научно-организационных вопросов.