Антропологи из университета Калифорнии и колледжа Модесто (США), совместно с эволюционистами из университета Витватерсранда (Южная Африка) провели сравнительный анализ телосложения людей и человекообразных обезьян. Выяснилось, что мы значительно упитаннее, что объясняется эволюционными причинами. Статью ученых в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences пересказывает сайт журнала Science.

Авторы исследования сравнивали между собой особенности строения тела людей и карликовых шимпанзе (бонобо) — ближайших наших родственников среди обезьян. Эта работа заняла около 30 лет, поскольку раздобыть тело бонобо весьма трудно. Ученым привозили трупы карликовых шимпанзе умерших в неволе, в зоопарке. С людьми, конечно же, всё было проще: их тела брали из моргов. В общей сложности таким образом было изучено 13 тел бонобо и 49 человеческих.

Выяснилось, что структура тела у человека и карликового шимпанзе очень разные. У примата 10-13% массы тела составляет кожа, в то время как у нас этот показатель составляет всего 6%. У людей гораздо больше жира — 36% от массы тела у женщин и 20% у мужчин, против 4% и почти 0% у самок и самцов бонобо, соответственно. Зато по мышечной массе с большим отрывом выигрывают уже шимпанзе. Особенно много мышц у них в верхней части тела, задействованной в передвижении по деревьям.

Итак, по сравнению с нашими ближайшими родственниками-обезьянами, мы тонкокожие жирные слабаки. В чем же причина такого контраста?

Разное телосложение возникло в процессе эволюции под влиянием внешних условий, в которых живут наши виды. Бонобо карабкаются по деревьям, поедая фрукты и листья. В то же время, предки человека, согласно современным представлениям, жили на открытых жарких равнинах, где мускулистые руки и грудь не столь важны. Зато в таких ландшафтах можно запасать жир и хорошо иметь возможность потеть, охлаждая свой организм — именно для этого служит тонкая кожа.

Человекообразные обезьяны, наши ближайшие родственники, продолжают преподносить исследователям сюрпризы. Так, недавно выяснилось, что песни гиббонов значительно больше похожи на человеческую речь, чем считалось ранее. Это и другие открытия наводят на мысль, что между нами вообще больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Неудивительно, что недавно самке орангутана по имени Сандра впервые удалось отстоять свою свободу в суде.