Новый источник гамма-излучения в нашей галактике

Астроном из МГУ открыл новый источник радиоактивного излучения, вызванного столкновением звездных ветров.

Астроном из Государственного астрономического института им. Штернберга МГУ Максим Пширков на основе наблюдений, сделанных телескопом Fermi LAT, обнаружил новый источник мощного гамма-излучения в нашей галактике. Отчет ученого опубликован в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society Letters.

Такое излучение возникает в результате столкновения сильнейших звездных ветров. Ветры, порождаемые двойными системами массивных звезд, сталкиваются, что может привести к рождению мощного потока фотонов с энергией выше ста мегаэлектронвольт, если расстояние между звездами невелико. Такие звездные пары уже долгое время рассматривались исследователями как возможные источники жесткого гамма-излучения, но обнаружено на практике оно было всего у одной парной звезды системы Эта Киля.

Сейчас российский астроном с достаточно высокой достоверностью установил, что система под названием Гамма Парусов также является источником того самого излучения от звездных ветров. Эта система состоит из звезд с массами в 30 и 10 солнечных масс, звезды находятся друг от друга примерно на том расстоянии, которое отделяет Землю от Солнца. Пара излучает мощные звездные ветра, на которых одна из звезд теряет в год одну стотысячную своей массы, а другая — две десятимиллионных. И это очень большая величина — например, Солнце ежегодно тратит на ветер всего лишь одну стотысячную одной миллиардной долю массы.

При столкновении звездных ветров, движущихся со скоростями больше 1000 км/сек, ipso facto происходит столкновение содержащихся в них частиц, механизм которого пока в точности не описан, однако известно, что в итоге происходит излучение высокоэнергичных фотонов. Именно они и были зафиксированы телескопом Fermi LAT.

«Искать подобные источники в самой галактической плоскости гораздо сложнее, поскольку она сама является мощным источником гамма-излучения, на фоне которого обнаружить относительно небольшое количество фотонов, испускаемых звездными парами, очень сложно. Однако система Гамма Парусов находится над плоскостью диска и сравнительно недалеко. Будь она в полтора раза дальше от нас или в полтора раза ближе к галактической плоскости, открытия, скорее всего, просто бы не состоялось», — рассказал ученый.

гамма-излучение звездные ветры система гамма парусов