Инженеры из Исследовательского центра Лэнгли НАСА разрабатывают надувной теплозащитный экран для спускаемого аппарата на Марс. Щит снизит скорость марсохода при вхождении в атмосферу и убережет его от сгорания, что позволит посадить аппарат на равнинах южного полюса планеты, а возможно, пригодится и для доставки людей. Об этом сообщает Associated Press.

Атмосфера Марса гораздо тоньше земной, и при существующих технологиях посадить спускаемый аппарат на высоких широтах южного полюса Марса и тем более доставить на планету людей невозможно. Модуль с людьми должен быть гораздо больших размеров, чем беспилотный спускаемый аппарат. Эксперты полагают, что одних только ракетных двигателей будет недостаточно для большого модуля, парашют тоже бесполезен, по очевидным причинам, а теплозащитный экран, который используется для роверов сейчас, слишком тяжелый. Вот и получается, что альтернативы надувному тормозу пока нет. Над новой системой торможения НАСА работает уже десяток лет.

Защитный экран в надутом состоянии похож на спасательный круг, с которым дети купаются в море. Но для Марса конструкцию, конечно, усовершенствовали. Вместо одного круга сделали два, вложенных друг в друга. Накачивать их можно азотом, а поверхность нужно накрыть теплозащитными «одеялами», чтобы не обгорела в атмосфере. Когда кольца надуются для торможения, их можно водрузить сверху спускаемого аппарата — как гигантскую шляпку гриба.

Ведущий инженер в Лэнгли Нил Читвуд (Neil Cheatwood), на которого ссылается AP, сказал, что они предполагают не использовать тягу для посадочного модуля с таким надувным тормозом, чтобы не брать на борт топливо — горючее составляет немалую долю загрузки космических аппаратов.

Протестируют новую систему торможения в 2016 году во время запуска частной ракеты «Антарес».

Недавно руководители НАСА объявили, что к 2030 году они отправят на Марс экипаж. Но для экспедиции с людьми нужно решить множество технологических и инженерных задач, в том числе создать новую систему посадки на поверхность. Что мы и наблюдаем.