Как нейроны избавляются от перевозбуждения

Нервные клетки втягивают внутрь рецепторы, через которых передается возбуждение, при помощи белка CPG2.

Нейробиологи из Массачусетского технологического института (MIT), под руководством профессора Элли Недиви (Elly Nedivi), разобрались в подробностях механизма, с помощью которого нервные клетки (нейроны) защищают себя от избыточного возбуждения. Результаты их исследования, опубликованные в журнале Current Biology, пересказывает сайт MIT.

Возбуждение, то есть нервный сигнал, передается от нейрона к нейрону через соединения между ними, называемые синапсами. Ключевую роль в работе синапсов играют сложные органические молекулы-рецепторы глутамата, которые как раз непосредственно принимают и передают сигнал там, где мембраны двух клеток соприкасаются. Ранее ученые уже выяснили, что в условиях стресса, когда через нервные цепочки начинает передаваться слишком много сильных сигналов, нейроны могут втягивать молекулы-рецепторы внутрь, таким образом спасая себя от перегрузки.

Однако тонкости этого процесса удалось отследить и проанализировать только сейчас, силами Недиви и ее коллег — оказалось, что в мембране нервной клетки на участке синапса образуется везикула (пузырек), в который и втягивается рецептор. «Приводом» при этом служит белок CPG2.

«CPG2 действует как трос для внутриклеточного механизма, который цитоскелет [внутренняя структура живой клетки — Научная Россия] использует для втягивания в везикулу. Таким образом глутаматные рецепторы, находящиеся в мембране, втягиваются и выключаются», — объяснила профессор Недиви.

Это открытие особенно интересно в свете того, что недавно была установлена связь между мутациями в CPG2 и биполярным расстройством (aka МДП). Напрашивается предположение, что сильные перепады настроения у таких людей связаны как раз с пониженным «умением» их нейронов предохраняться от чрезмерного возбуждения.

Кстати, о биполярном расстройстве — буквально месяц назад выяснилось, что лекарство, которое ранее считали бесполезным, может эффективно лечить этот недуг, а другой препарат, изначально предназначенный для лечения именно этого расстройства, может менять роль муравьев в муравейнике, превращая фуражиров в разведчиков.

белок cpg2 нейроны нервные клетки рецепторы глутамата синапсы