С 10 по 11 декабря в Москве проходил Всероссийский студенческий форум, центральной темой которого в этом году было развитие в нашей стране инженерного образования. Участники много говорили об образовательных играх, как о важном инструменте в подготовке будущих учёных. Особенно большое внимание привлекли STEM-игры, разработанные группой энтузиастов из МГУ.

Аббревиатура STEM расшифровывается как Science, Technology, Engineering, Math («Наука, технология, инженерия, математика»). Это новый формат командных игр, который призван помочь старшеклассникам и студентам преодолеть пропасть между учебными задачами и настоящей работой учёного/инженера. Каждая из STEM-игр — это сложная модель какого-либо явления: геологического, атмосферного, биологического, астрофизического и так далее.

Пример — STEM-игра «Пандора», созданная на основе научно-фантастических произведений братьев Стругацких. Фабула игры строится вокруг освоения человечеством в будущем далёкой планеты с причудливой флорой и фауной. Игроки делятся на команды, представляющие научные коллективы биологов, химиков, геологов и т.д., а также научные корпорации. Конечная цель  нахождение и разработка полезных ископаемых. В «Пандору» заложены реальные закономерности из естественных наук.

Игры строятся на двух основных принципах: свободе действия каждого участника и командной работе. Участники действуют как настоящие исследователи или конструкторы, проходя все стадии от постановки гипотезы до получения практических результатов. Благодаря этому школьники и студенты осваивают новые способы мышления, применяют полученные знания на практике, а заодно учатся общаться в научном/инженерном коллективе. Игровой элемент усиливает мотивацию. После каждой игры делается общий «разбор полётов».

Для победы в STEM-игре недостаточно знать факты, выиграть с помощью интуиции или везения тоже не получится, говорит руководитель проекта Алексей Федосеев. Нужно понять суть выбранного научного направления, способы работы в нём. На этом пути, как и у реальных учёных, возможны взлёты и падения. Участники одной из игр про планету Пандору, рассказывает Федосеев, «совершили классическую ошибку  спутали образцы и построили на основании ошибочных данных теорию, просуществовавшую до конца игры. Это позволило им на собственном опыте убедиться, что недостаточная проверка фактов может привести к совершенно безумным выводам».

Для школьников STEM-игры — также хороший инструмент профориентации: пробуя себя в разных ролях и научных областях, они могут более осознанно выбрать себе будущую специальность.

Первая STEM-игра состоялась в апреле 2011 года. С тех пор они регулярно проводятся в разных школах и вузах России.

Источник иллюстрации: Новости Ульяновска: http://ulyanovsk-news.net/society/2014/11/21/32446.html