Группа исследователей из Корнелльского университета (США) под руководством Адама Бойко (Adam Boyko) проанализировала ДНК дворняг со всех континентов Земли и пришла к выводу, что лучшие друзья человека впервые появились приблизительно на территории современного Непала и Монголии. О результатах исследования рассказывает Associated Press.

В ходе своего исследовании ученые изучили структуру генома собак из Африки, Америки, Европы, Азии, Ближнего Востока, Индии, а также островов севернее и восточнее Австралии — всего из 38 стран. В общей сложности ученые секвенировали ДНК 549 собак, причем это были не породистые домашние любимцы, а простые дворовые собаки, свободно разгуливающие по улицам. Затем они сравнили геномы этих собак, а также геномы еще 4500 чистопородных экземпляров, относящихся к одной из 161 пород. Для сравнения использовались почти 189 тысяч точек на их хромосомах.

По мнению исследователей, дворовые собаки отличаются значительным генетическим разнообразием, по сравнению с породистыми, и поэтому «содержат» больше исторической информации. Интересно отметить разные степени влияния европейских пород — если африканские собаки имели лишь немногих среди предков, то в Южно-Тихоокеанском регионе собаки почти без исключения имеют европейское происхождение. Естественно, ученые концентрировались на местностях со слабейшим европейским влиянием.

Ученые искали ареал возникновения наиболее древних «корней» генов собак. Выяснилось, что они восходят к территории Центральной Азии. Ученые подчеркивают, что их исследование не дает прямого ответа на достаточно спорный вопрос о том, где впервые появилась домашняя собака как биологический вид.

Но в общих чертах выводы звучат так: в период между 10000 и 50000 лет назад серые волки и люди охотились на крупных млекопитающих в Центральной Азии. В результате влияния некоторых факторов — возможно, роста плотности человеческого населения и/или изменения климата — добычи стало на всех не хватать, и волкам приходилось перебиваться доступным пропитанием. Такую пищу можно было найти рядом с человеческими поселениями, что со временем привело к появлению нового подвида волков — поменьше и посмиреннее, которые готовы были сотрудничать с человеком. Началась доместикация.

К слову, в 2013 году другой исследователь — Роберт Вейн (Robert Wayne) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США) — нашел доказательства в пользу «европейского» происхождения собак. Его исследование было основано на результатах изучения древних ДНК, выведенных их ископаемых останков собак. В электронном письме он сообщил своим коллегам, что не может согласиться с выводами их исследования, так как оно базируется на современном генетическом материале.

Другой эксперт в этой области, Грегер Ларсон (Greger Larson) из Оксфордского университета (Великобритания), высоко оценил работу, проделанную группой Бойко, и назвал ее «большим шагом вперед». Одновременно он выразил сомнение в достоверности данных, полученных путем изучения современного материала.

Так или иначе, Центральная Азия пополнила список возможных исторических прародин домашней собаки. «Добавление Центральной Азии означает, что теперь каждый может сослаться на хотя бы одну статью, поддерживающую его версию о географическом происхождении собак», — ехидно прокомментировал Ларсон.

Адам Бойко и его коллеги намерены перепроверить результаты своего исследования.

Кстати, недавно была высказана идея, что именно собака помогла нам получить превосходство над другими видами человека. Став компаньоном человека разумного в решении многих практических задач, прежде всего, охоты, она помогла вытеснить неандертальцев с исторической арены.

Впрочем, процесс одомашнивания (доместикации), как мы писали ранее, имел для самих четвероногих любимцев некоторые негативные последствия. В частности, все больше привязываясь к человеку, собаки постепенно разучились решать некоторые вопросы, напрямую связанные с выживанием, например, находить еду самостоятельно.

Читайте также на нашем портале об особой гормональной реакции, благодаря которой собака стала лучшим другом человека, а также о результатах другого исследования, установившего что, собаки появились по меньшей мере 27 тыс. лет назад.