Выброс гормона, ответственного за возникновение привязанности, может объяснить существующий тысячелетиями союз между человеком и собакой, говорят японские ученые. Исследователи обнаружили, что владельцы собак испытывают прилив окситоцина в тот момент, когда их питомцы заглядывают им в глаза. Аналогичный процесс происходит в мозге женщины, когда она заглядывает в глаза своему ребенку. Психологическая реакция запускает материнский инстинкт и создает «пуповинную связь» между матерью и ребенком. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Последнее открытие предполагает, что собаки подключились к этому древнему биологическому механизму, и это усилило связь, которая существует между ними и людьми с тех самых пор, как эти животные были впервые одомашнены тысячи лет назад. По словам исследователя Такефуми Кикусуи (Takefumi Kikusui) из университета Азабу (Япония), это может объяснить, почему тандем «человек — собака» является настолько прочным и успешным.

Чтобы исследовать то, как собаки и люди сформировали свои отношения, команда исследователей под руководством доктора Кикусуи провела серию экспериментов. Ученые начали с того, что просто наблюдали за владельцами собак, которые играли со своими питомцами в течение получаса. Породы собак, участвовавших в наблюдении, были самые разные: золотистые ретриверы, пудели, терьеры Джека Расселла, немецкие овчарки и миниатюрные шнауцеры. Группы были разделены по полу животных. Анализ мочи владельцев собак, проведенный до и после эксперимента показал, что уровень окситоцина был особенно высок у тех людей, чьи питомцы чаще заглядывали им в глаза. Более того, аналогичный эффект продемонстрировали и исследования собак, у них также повысился уровень этого гормона в крови. Когда ученые повторили этот эксперимент с ручными волками, ничего подобного не наблюдалось.

Далее ученые провели следующий эксперимент. На этот раз они, прежде чем запустить животных в комнату с их владельцами, ввели в ноздри одной группе собак спрей солевого раствора, а другой — гормона окситоцина. Собаки, которые получили дозу окситоцина, дольше заглядывали в глаза своим владельцам, причем этот эффект наблюдался у животных женского пола. Опять же, исследование владельцев показало, что уровень окситоцина в их крови был тем выше, чем активнее был зрительный контакт с собакой. Почему этот эффект является настолько наглядным именно у самок, предстоит выяснить в ходе дальнейших исследований.

Считается, что домашние собаки ведут свое начало от волков, которые могли со временем одомашниться сами собой. Согласно этой гипотезе, наиболее смелые волки питались отбросами, которые возникали на краю человеческих поселений. От поколения к поколению потомки волков становились все более смелыми по отношению к людям, от которых они зависели. Со временем люди заметили, что эти животные могут стать союзниками и начали разводить их как превосходных охотников и пастухов. Но отношения между людьми и их собаками вышли далеко за пределы этой практики. С течением времени эти удивительные животные стали настоящими компаньонами, любимыми наравне с членами семьи.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что собаки появились благодаря способности переваривать крахмал, что они различают радостные и сердитые лица, а также в свое время помогли человеку разумному победить неандертальцев.