Новое исследование кратеров Луны показало, что около 300 миллионов лет назад резко увеличилось число столкновений астероидов с Землей и ее спутником, пишет портал Science News. Выяснилось, что Земля тоже сохранила свои самые большие шрамы – следы от ударов, сообщают исследователи в журнале Science.

Геологи предполагали, что эрозия и тектоническая активность стерли кратеры Земли так тщательно, что мы не смогли бы найти их следов. Поэтому, чтобы выяснить, сколько ударов испытала наша планета, ученым из Канады, США и Великобритании пришлось пойти по обходному пути и сначала внимательно присмотреться к Луне. Так как у спутника Земли нет атмосферы и не наблюдается тектоники плит, на его поверхности сохранились практически все кратеры, образовавшиеся за 4,5 миллиарда лет.

Если бы на Луну обрушился град ударов, Земля должна была испытать такую ​​же «бурю», и кратеры образовались бы на двух небесных телах с одинаковой скоростью, предположили исследователи. Но все равно оставался неизвестный «х»: возраст большинства лунных кратеров. А без этого неясно, подвергались ли Земля и Луна постоянным ударам или коротким, внезапным сериям столкновений.

В 2014 году планетолог Ребекка Гент (Rebecca Ghent) осознала, что самые молодые кратеры на Луне были окружены крупными камнями, отколовшимися в результате удара, образовавшего кратер. Эти большие камни поглощают солнечное тепло днем и излучают его обратно ночью на длинах волн света, которые может уловить Лунный орбитальный зонд – автоматическая межпланетная станция NASA, искусственный спутник Луны. Старые кратеры, напротив, окружены камнями, которые со временем были стерты в пыль, поэтому ночью они не светятся так ярко.

Гент использовала девять кратеров, возраст которых уже был известен, чтобы найти математическую связь между ночным свечением кратера и его возрастом. Это помогло выяснить возраст в целом 111 лунных кратеров: всем им было меньше миллиарда лет, а их размер был шире 10 километров в диаметре. Объединив все эти кратеры на одной карте, ученые смогли определить скорость образования следов от ударов. Исследование показало, что после раннего турбулентного периода экстремальных бомбардировок более трех миллиардов лет назад столкновения астероидов с Луной происходили в целом с постоянной скоростью. За одним исключением. Около 300 миллионов лет назад произошел резкий скачок: столкновения происходили в 2,6 раза интенсивнее.

Затем команда сравнила размеры и возраст лунных кратеров с 38 самыми крупными и стабильными кратерами на Земле. Они совпали почти на 100% по времени и размерам. Чтобы проверить, что такие крупные кратеры на Земле часто не стираются эрозией, исследователи изучили вблизи кратеров вулканические объекты, называемые кимберлитовыми трубками. Это углубления, по форме напоминающие морковь, образуются при прорыве магмы сквозь земную кору. Обычно наземная часть этих «древних вулканов» сильно разрушается в результате эрозии. Как отметили ученые, кимберлитовые трубки, появившиеся на той же местности, что и большие кратеры, практически не изменились.

Резкие всплеск ударов от космических тел мог быть вызван взрывом в Поясе астероидов, который отправил осколки внутрь Солнечной системы. Такой взрыв мог вызвать падение астероида, который уничтожил динозавров. Однако исследователи предупреждают, что делать выводы о точной дате такого всплеска преждевременно.

[Фото: DR. A. PARKER / SWRI / SCIENCE NEWS]