Какими фондами гордятся сотрудники Архива РАН? Какие задачи стоят перед архивистами после реформы 2013 г.? Как архив участвовал в подготовке к 300-летию академии?

О полиненасыщенных жирных кислотах сегодня, наверное, слышал каждый. Как и о том, что они полезны. А в чем их польза? Из каких продуктов их можно получать? Что и в каких количествах нужно есть, чтобы хорошо себя чувствовать? Об этом ― наша беседа с профессором РАН О.Н. Махутовой

Оператор Яна Куль

В честь 300-летнего юбилея Российской академии наук портал «Научная Россия» публикует подборку интервью, посвященных истории создания и развития Российской академии наук, ее уникальному составу и главным исследованиям, сформировавшим научные школы и направления, известные во всем мире

Разместила Марианна Еркнапешян

Что такое интеллект? Что такое память? Научный руководитель Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН член-корреспондент РАН Сергей Дмитриевич Варфоломеев рассказал «Научной России» о последних открытиях в области нейронаук

Беседовал Никита Ланской

Нерпа ― самый крупный эндемик Байкала. Но встретить этого удивительного тюленя можно и в других российских водоемах. Чем они отличаются друг от друга? Почему их изучение так важно для ученых? Какую информацию они помогают узнать? Об этом рассказывает академик В.В. Рожнов

Поговорим о барионной асимметрии, нейтринных осцилляциях, темной материи и копиях поколений элементарных частиц

Оператор Яна Куль

Что представляет собой ускорительная техника в нашей стране и в мире и зачем она нужна? Как все начиналось, что удалось сделать за эти годы, а что осталось загадкой? Об этом рассказывает член-корреспондент РАН Леонид Владимирович Кравчук

Как развивается, чем живет и с какими проблемами сталкивается в XXI в. древняя комплексная наука о развитии живых существ — эмбриология? О выживании эмбрионов в космосе, влиянии глобального потепления на здоровье молодого поколения и практическом уклоне российской эмбриологической науки рассказывает ученый-эмбриолог, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик и советник РАН Сергей Иванович Колесников

Беседовала Анастасия Жукова

Насколько постоянны физические константы? Что нужно для построения теории всего и при чем здесь размер Вселенной? Почему для нас пространство и время разделены, а для света ― нет? Рассказывает к.ф.-м.н. А.А. Шейкин

Интервью о популярности космоса в обществе, приоритетных разработках, международном сотрудничестве и возможных лунных базах

Какой степени автоматизации необходимо добиться в развитии беспилотных аппаратов? Можно ли прогнозировать сроки их широкого внедрения? Электричество или горючее топливо станет источником их энергии?

Что такое гликобиология и гликотехнологии и почему без них нельзя представить себе науку будущего? Какие диагностические и лечебные препараты можно получить на их основе? Об этом ― наша беседа с чл.-корр. РАН Николаем Эдуардовичем Нифантьевым

Оператор Яна Куль

Сегодня миллионы людей нуждаются в трансплантации. 2,5 млн пациентов в Китае ждут пересадки, в Америке ежедневно умирают, так и не дождавшись донора, 20 человек, а в России на 6 млн больных приходится 900 органов. Правда ли, что технологии трехмерной биопечати смогут решить проблему нехватки донорских органов? Об этом мы разговариваем с Владимиром Александровичем Мироновым, ученым-биоинженером в области трехмерной биопечати, ведущим экспертом Научно-образовательного центра биомедицинской инженерии Национального исследовательского технологического университета МИСИС

Беседовала Марианна Еркнапешян

Как выглядит хлеб для космонавтов, и почему он не портится больше года? Какие технологии разрабатывают специалисты института для повышения качества и безопасности хлеба?

В каких направлениях работают ученые, создающие роботов? Какие материалы и источники энергии нужны для развития робототехники? Как этические конфликты ограничивают внедрение робототехники?

Археология и археологи, романтика экспедиций и тяжелый труд, история далеких времен и проблемы современного мира ― в интервью с научным руководителем Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН академиком Анатолием Пантелеевичем Деревянко

Беседовал Никита Ланской

Какие существуют варианты наследственных заболеваний? Как медицинские генетики сегодня их диагностируют? Существуют ли гены умственной отсталости или аутизма? Обо всем этом мы беседуем с профессором РАН Игорем Николаевичем Лебедевым

Оператор Яна Куль

Академик Г.А. Жеребцов — легендарная фигура в отечественной радиофизике. Вот уже много лет он добивается строительства уникального гелиогеофизического комплекса. Что представляет собой создаваемый комплекс и как удалось убедить тех, кто принимает решения, в необходимости его строительства — об этом наш разговор

Оператор Яна Куль

Как ограничение сна помогает вернуть здоровый сон и в чем польза кошмарных сновидений?

Когда и зачем в русском языке появляются заимствования? Стоит ли бояться «засорения языка»? Где грань между исконно русским словом и иноязычной калькой? Обсуждаем эти вопросы с доцентом кафедры русского языка и издательского дела Российского нового университета (РосНОУ), кандидатом филологических наук Анной Феликсовной Гершановой