В новых исследованиях зоологов из университета Стэнфорда (Stanford University) , опубликованных в журнале Frontiers in Ecology and Evolution, показано, что сложные брачные ритуалы рыбок-цихлид, обитающих в африканском озере Малави, возникли в результате очень быстрой эволюции. Их характер напрямую зависит от приспособленности рыб жить и питаться на той или иной глубине. На светлых песчаных мелководьях самцы цихлид строят большие «песчаные замки», производящие впечатление на самок. Самцы тех видов, что живут на большей глубине, предпочитают строительству замков копание песчаных ямок, однако компенсируют это разнообразными плавательными демонстрациями.

«Цихлиды озера Малави знамениты разнообразием и быстрой эволюцией своих пищевых повадок, формы тела и половых особенностей, — сказал Райан Йорк (Ryan York), ведущий автор исследования. — В нашей работе мы впервые показываем, что темпы эволюции их брачных игр также чрезвычайно быстры».

Исследователи построили основанное на анализе ДНК «родословное древо» для 75 из 500 видов цихлид озера Малави, отмечая способности самцов каждого вида к постройке замков или копанию ям. Это древо выглядит пока весьма беспорядочно: даже у близко родственных между собой видов, строящих замки, самцы зачастую копают ямы, и наоборот. Райан Йорк с коллегами считают, что это свидетельство того, что в ходе эволюции этих видов, способность строить замки или копать ямы возникала неоднократно.

Озеро Малави имеет возраст приблизительно в 5 миллионов лет. С точки зрения процесса эволюции — это очень немного. Все эволюционные изменения экологии цихлид, включая брачные ритуалы, происходили в течение этого короткого срока.

Авторы исследования считают, что эволюция брачных ритуалов цихлид обусловлена в первую очередь изменениями средней глубины на которой кормится каждый вид. Исследователи показали, что рыбки, строящие замки, живут на средней глубине около 15 метров, а роющие ямки — на 30 м. Это вполне объяснимая закономерность: строительство замков требует больше усилий, однако производит больше впечатления на самок лишь на светлых мелководьях, где дамы могут рассмотреть и оценить работу «строителя». У тех видов, что живут на большей глубине, где света не хватает, усилия по строительству замка не окупятся.

Соответственно, пропорции тела видов — «копателей ям» выглядят более приспособленными к жизни на большей глубине. Например, самки и самцы этих видов цихлид отличаются более вытянутой верхней челюстью, помогающей ловить быстро движущуюся добычу — зоопланктон — в мутной воде у самого дна. Сетчатка их глаз менее чувствительна к ультрафиолетовому свету, не достигающему глубин.

Исследователи полагают, что энергетическая стратегия видов — «ямокопателей» более совершенна, чем у видов, строящих замки, поскольку копание ямок отнимает меньше сил, и оставляет ресурс еще и на брачные «танцы». Изучая и сравнивая брачное поведение этих видов более детально в условиях аквариума, исследователи обнаружили, что самцы — «ямокопатели» вкладывают в два раза больше времени в демонстрационное поведение, например плавают перед самками, расширяя свои плавники и жаберные крышки, чтобы выглядеть внушительней.

Песчаные замки и ямы используются рыбами только в период ухаживания и спаривания. Если самке нравится то, что она видит, она откладывает икру в ямку или в замок — соответственно своему виду — чтобы самец мог оплодотворить ее. Затем мамаша носит оплодотворенные икринки во рту на протяжении нескольких недель, и все это время не кормится, дожидаясь появления потомства на свет.