Работа ученых из различных организаций Великобритании и Италии, опубликованная в Nature Immunology, показала, что вакцина от гриппа неодинаково влияет на людей, особенно в возрасте после 35 лет, и что это как-то связано с B-лифоцитами. Популярный пересказ результатов исследования дает Science.

Люди часто боятся вакцинации из-за опасности побочных эффектов. А что если медицина сможет предупреждать человека о том, что у него возможно ухудшение самочувствия после вакцинации? Обычно это жар, головня боль, температура. Такой подход не исключают авторы указанной работы, которые наблюдали 178 людей, вакцинированных от свиного гриппа. Участников эксперимента проверяли до и после вакцинации, изучая побочные эффекты и делая анализы. Ученых интересовал иммунный ответ организма на препарат. Почти 20% подопытных сообщили о краткосрочных средних или сильных побочных эффектах.

Чтобы проверить, есть ли какие-то генетические основания у побочных эффектов, ученые исследовали широкий спектр генов иммунной системы и определили, какие гены включались (экспрессировались) до и после вакцинирования вирусом гриппа. Выяснилось, что у людей с сильными побочными эффектами повышен уровень экспрессии генов, связанных с B-лифоцитами. Эти клетки иммунной системы производят антитела и до, и после получения вакцины. Такого результата ученые не ожидали, рассказал изданию иммунолог Адриан Хейдей (Adrian Hayday) из Кингс колледжа в Лондоне, который руководил исследованием.

Ученые рассматривали множество генов, экспрессирующихся в образцах крови. Большинство из этих генов не связаны с B-лифоцитами. Обнаружилось также, что иммунные ответы у тех, кто старше 35 лет, отличается от ответа у молодых людей. Возможно, это объясняется тем, что иммунный ответ людей в возрасте был изменен вирусами гриппа, родственными свиному гриппу.

При более детальном анализе людей, которые имели больше побочных эффектов, оказалось, что у них больше B-лифоцитов связаны с автоиммунными реакциями. Хотя исследователи не смогли понять механизм, который связывает эти B-лифоциты с побочными эффектами от вакцины, они отмечают, что вакцинация не увеличивает число этих потенциально опасных клеток.

Авторы работы уверены, что если люди будут знать заранее, что у некоторых из них вакцинация вызовет побочные эффекты, то это поможет им более рационально подойти к процедуре. В конце концов, самочувствие ухудшится временно, а защита от болезни будет длительной.

Кроме того, результаты этой работы помогут улучшить дизайн будущих вакцин, а также могут быть использованы в исследованиях иммунотерапии рака, где очень важно понять, почему лечение одним больным помогает, а другим нет.