Новосибирские ученые определили возраст останков, найденных на месте пересыльной тюрьмы НКВД

Впервые в отечественной криминалистике был применен метод радиоуглеродного датирования с помощью ускорительной масс-спектрометрии.

Специалисты лаборатории радиоуглеродных методов анализа Новосибирского государственного университета впервые использовали метод радиоуглеродного датирования с помощью ускорительной масс-спектрометрии для целей определения возраста останков. Проведенный анализ останков, найденных на месте новосибирской следственно-пересыльной тюрьмы НКВД, показал, что смерть людей наступила не позже 1955 года, рассказывает сайт НГУ.

Тюрьма НКВД располагалась на территории, где останки были обнаружены в ходе строительных работ, с 1929 по 1951 год. Ученые НГУ по просьбе общественной организации «Мемориал» провели их анализ в целях установления примерной даты смерти людей. В ходе анализа ученые определили остаточные концентрации радиоуглерода для шести образцов различных костных фрагментов после соответствующей химической обработки. Полученный изотопный состав свидетельствует о времени смерти людей не позднее 1955 года.

Для этого впервые в истории российской криминалистики был использован метод радиоуглеродного датирования с помощью ускорительной масс-спектрометрии. Это физический метод датирования биологических останков, предметов и материалов биологического происхождения путем измерения содержания в материале радиоактивного изотопа 14C по отношению к стабильным изотопам углерода. Метод ускорительной масс-спектрометрии основан на извлечении из исследуемого образца отдельных атомов с последующим поштучным подсчетом изотопов. Использование УМС в радиоуглеродном анализе позволяет непосредственно подсчитывать число изотопов 14C вместо измерения скорости их распада.

Технологии радиоуглеродного датирования интенсивно применяются за рубежом для определения возраста геологических и археологических образцов, а также в криминалистике для определения возраста останков.

криминалистика масс-спектрометрия радиоизотопное датирование