Свет от ближайшей черной дыры зафиксировали любительские телескопы

Материя от звезды, падающая в черную дыру V404 Лебедя, светилась так ярко, что ее увидели даже в оптические 20-сантиметровые телескопы.

Ученые из Японии зафиксировали световое излучение от активной черной дыры V404, расположенной в нашей галактике Млечный путь в созвездии Лебедя, после того как она очнулась от спячки в июне 2015 года, пишет the Guardian со ссылкой на статью в Nature.

Научная группа из различных организаций Японии под руководством студента Марико Кимура (Mariko Kimura) из Киотского университета описала эксперимент по коллективному наблюдению вспышки света, идущей от черной дыры V404 Лебедя в течение двух недель, пока она оставалась активной. Вспышки света длились от нескольких минут до нескольких часов. Примечательно то, что телескопы, которые использовались для наблюдения, относятся к разряду любительских — с линзами диаметром 20 см. Получается, что наблюдать черные дыры можно не только с помощью специальных рентгеновских и гамма-телескопов, но и оптических, причем самых обычных.

Черная дыра V404 Лебедя, весом как девять наших солнц, расположена в 8000 световых годах от Земли. Она имеет звезду-партнера. Оба объекта обращаются друг вокруг друга каждые 6,5 дней. V404 Лебедя не проявляла активности 26 лет, и вдруг 15 июня 2015 года детектор на космическом телескопе Swift NASA зафиксировал первый сигнал от взрыва V404 Лебедя. (Мы рассказывали об этом событии в заметке «В нашей Галактике пробудилась гигантская черная дыра».) Гравитационный пинок от черной дыры партнерской звезде был так силен, что сорвал вещество с ее поверхности. Вещество падало по спирали в черную дыру, разогреваясь и излучая в рентгеновском диапазоне. Разогрев заставлял вещество светиться в видимом диапазоне. Вскоре после открытия взрыва V404 Cygni японские ученые повернули к ней оптические телескопы наземной сети.

Черные дыры по-прежнему остаются в центре внимания ученых. На проходящей в эти дни встрече Американского общества астрономов исследователь Грант Трамблей (Grant Tremblay) из Йельского университета рассказал о необычном феномене светящихся фонтанов космического вещества, которые ему удалось наблюдать в одной из галактик кластера Abell 2597, расположенного в одном миллиарде световых лет от нас в созвездии Водолея. Об этом пишет Science News. Используя радиотелескопы ALMA в чилийской пустые Атакама ученый наблюдал, как черная дыра как бы прокачивает газ через галактику, словно воду в фонтане. Она порождает струи газа, выбрасываемые на расстояние в 30 тысяч световых лет, а затем возвращаемые назад. В струях такое большое количество вещества, что оно порождает звездообразование. Галактическая помпа помогает регулировать это процесс, считает автор работы.

любительские телескопы черная дыра v404 черные дыры