«Когда-то, лет 70 назад, ещё перед войной, велись в Новгороде раскопки. Ребятам-археологам захотелось праздника, пришли они к руководителю экспедиции Арциховскому и говорят: «Сегодня большой праздник, надо бы отметить». — «А какой?» — «Да день рождения Буцефала, коня Александра Македонского!» Ну и отметили, как полагается. А потом повод забылся, и стал День рождения Буцефала Днём археолога», - в одном из своих интервью рассказал академик РАН Валентин Янин.

В профессиональных кругах существует множество баек и легенд на этот счет. Кажется, даже сами археологи не знают, почему их праздник проходит именно в этот день. Однако есть одна более-менее официальная версия. 15 августа родилась Татьяна Сергеевна Пассек, советский археолог, ведущий специалист по неолиту, энеолиту и бронзовому веку Юго-Восточной Европы.

Татьяна Сергеевна родилась в Петербурге в очень творческой, образованной и интеллигентной семье. Ее отец – Сергей Владимирович Пассек, чиновник Министерства финансов. Мать – Вера Сергеевна Чоглокова, драматург. Бабушка Александра Николаевна Пешкова-Таливерова была известной детской писательницей. Татьяна окончила факультет общественных наук Ленинградского университета по отделению археологии и истории искусств, затем аспирантуру. Объектом её научного интереса стала трипольская культура, популярная в то время, но вызывавшая напряженные дискуссии.

После аспирантуры Татьяна Пассек продолжила научную деятельность в Ленинграде, в 1932 году переехала в Москву, где стала сотрудником ГАИМК, нынешнего Института археологии РАН. Археолог принимала участие в знаковых экспедициях и раскопках, посвященных памятникам энеолита и бронзового века Кавказа, Закавказья. Она возглавила знаменитую Трипольскую экспедицию на территории УССР, которая длилась целых пять лет. Площадь раскопа поселения составила около 3 гектаров.

Ученые применили новую полевую методику раскопок большими площадями и нашли невероятное количество исторического материала. Здесь было обнаружено и исследовано 24 жилища, расположенных в поселении по определенному принципу: 21 – по кругу, три – в центре. В домах были обнаружены фундамент, остатки поперечных перегородок и даже старых печей. Находки подтвердили предположения ученых об устройстве трипольского жилья и дали возможность полностью его реконструировать. Уникальными находками стали предметы керамики, изучением которых углубленно занималась Татьяна Пассек. Были раскопаны округлый сосуд с ручками-ушками и углубленным орнаментом, а также горшок, наполненный по древнему обычаю костями животных и створками раковин.

Татьяна Сергеевна Пассек написала множество работ про древнюю трипольскую культуру и особенности трипольского жилища. Была удостоена ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, награждена медалями за участие в Великой Отечественной войне и Сталинской премией второй степени. Из этой экспедиции «вышли» многие знаменитые археологи.

Со временем 15 августа стал неофициальным профессиональным праздником среди археологов России, Беларуси и Казахстана. В этот день часто проводят посвящения в настоящие археологи. Правила у каждого свои и часто зависят от того, в какой экспедиции работают студенты и молодые ученые. К примеру, если посвящение проходит на раскопках, то новоиспеченные археологи должны преклонить колено перед обнаруженным артефактом, выдержать легкий удар лопатой по спине и выпить глоток шампанского из пущенной по кругу банки. Однако ритуалы и обычаи у каждого свои, так как обстоятельства могут быть разными, а в фантазии участников экспедиции никто не ограничивает.

Несмотря на весёлый подход к празднованию и некий романтический ореол вокруг профессии, археологи выполняют сложную и важную работу. Они восстанавливают далекое прошлое по едва сохранившимся фрагментам, осколкам, а порой и крупицам цивилизации наших предков.

Материал подготовлен по данным из открытых источников.

Фото на странице и на главной странице сайта: Emmanuel Cassar / Фотобанк Unsplash