Российскому здравоохранению требуется больше врачей. При этом важно сохранять высокое качество образования, следить за квалификацией преподавателей и опираться в подготовке на мультидисциплинарность фундаментальных наук. 6 мая на расширенном заседании Российского союза ректоров, прошедшем в МГУ им. М.В. Ломоносова, обсуждали повышение качества подготовки медицинских кадров в классических вузах. Встреча прошла под председательством ректора МГУ, президента Российского союза ректоров В.А. Садовничего. В ней участвовали министр науки и высшего образования В.Н. Фальков, глава Минздрава М.А. Мурашко, председатель комитета Госдумы по науке и высшему образованию С.В. Кабышев, а также ректоры университетов, в которых готовят будущих врачей.

Открывая встречу, В.А. Садовничий отметил, что вопросы развития медицинского образования вписываются в линию развития высшего образования в России в целом и свидетельствуют о постоянном внимании государства к этому вопросу. Ранее на заседаниях Российский союз ректоров обсуждал вопросы  повышения качества физико-математического и химико-биологического образования. При этом современная медицина ― это синтез самых разных наук.

«Медицина ― сложная междисициплинарная сфера деятельности. В оказании медицинской помощи участвуют не только медики в широком смысле этого слова, то есть врачи, медсестры, санитары, но и медицинские физики, химики, биологи, психологи… Современная медицина требует широкого диапазона фундаментальных знаний. <…>  Хочу подчеркнуть, что в наши дни высокотехнологичная медицина и, в частности, медицинское образование невозможны без прочного научного фундамента, оптимальные условия для которого создают классические университеты», ― сказал В.А. Садовничий.

Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. СадовничийФото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий

Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

 

При этом в современном здравоохранении растет потребность в непрерывной модернизации и технологическом перевооружении. Больше внимания уделяется медицинским инновациям: внедрению биотехнологии и цифровизации. Как следствие, современные медицинские университеты должны выпускать студентов с новыми компетенциями.

В МГУ им. М.В. Ломоносова также есть опыт подготовки кадров для медицины. Об этом рассказала заместитель декана факультета фундаментальной медицины Ж.А. Акопян. В выступлении она подчеркнула, что классический университет ― это уникальная мультидисциплинарная среда, в которой получение образования будущими врачами обеспечивается интеллектуальным, инфраструктурным и научно-технологическим потенциалом университета как целого. «Большой университет дает нам колоссальное ресурсное обеспечение. Это то, что, наверное, очень сложно организовать в профильном, даже очень сильном медицинском вузе», ― сказала Ж.А. Акопян.

Подготовкой медицинских кадров в России занимаются 127 вузов, из которых 49 относятся к Минздраву, а 56 к Минобрнауки. Остальные ― это частные, правительственные, муниципальные вузы и вузы Министерства науки и высшего образования. В.Н. Фальков рассказал, что качество медицинского образования можно повысить только сообща, силами двух ведомств: Минобрнауки и Минздрава. А повышение этого качества ― это показатель, зависящий от многих факторов: не только от взаимоотношений учредителя и вуза, специфики университета, но и от развития клинических баз, среднего балла ЕГЭ при поступлении, квалификации преподавательского состава, количества бюджетных мест и много другого.

«Становление российской системы высшего медицинского образования уже почти век идет двумя параллельными путями. С одной стороны, развиваются медицинские вузы в системе Минздрава, а с другой ― восстановилась традиция медицинского образования в классических многопрофильных университетах. Две эти системы обречены на более тесное сосуществование и, конечно, на то, чтобы диалог был более содержательным. Есть хорошее качественное образование в вузах Минздрава, есть хорошее качественное образование в вузах Минобрнауки. Но есть проблемы, связанные с высшим медицинским образованием в вузах Минздрава, и достаточно этих проблем и в вузах Минобрнауки», ― отметил В.Н. Фальков. 

«Что нам нужно, чтобы сделать медицинскую организацию успешной? Купить оборудование ― деньги и год. Построить здание ― деньги и два-три года. <…> Теперь что нам нужно, чтобы укомплектоваться кадрами или подготовить блок кадров? Это точно не просто деньги и точно не просто год, два или три. Это самый дорогой ресурс в здравоохранении ― профессиональные кадры», ― отметил в выступлении министр здравоохранения М.А. Мурашко.

Глава комитета Госдумы по науке и высшему образованию С.В. Кабышев сказал, что вопросы совершенствования подготовки медицинских кадров стоит рассматривать исходя из того, что они выходят на уровень конституционных приоритетов обеспечения национальной безопасности. «Здоровье человека является высшим, неотчуждаемым благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а его сохранение и укрепление играют основополагающую роль как в жизни каждого человека, так и в жизни государства. Таким образом, на государство возлагаются ответственность за сохранение и укрепление здоровья людей, необходимость создания действенного правового механизма, обеспечивающего равную доступность получения качественной, эффективной и своевременной помощи, в том числе независимо от места жительства», ― заключил С.В. Кабышев.